Первый транспортный вуз России чествует маститого выпускника

Новости
Новости
Олег Белозёров, президент ОАО «РЖД»
Прежде всего, хочу подчеркнуть роль холдинга «РЖД» в социально-экономическом развитии России. За 12 лет работы компанией почти в два раза снижена нагрузка на экономику. Наша доля в валовом продукте составила 1,6%, снизившись с почти 3% в 2004 году. Создан надёжный источник для государственного бюджета за счёт налоговых отчислений: 281 млрд руб. за 2015 год. В холдинге трудится более 1 млн человек, это более 1% от всех работающих в стране. При этом партнёрские отношения с нашими клиентами и поставщиками и совместное движение навстречу друг другу должны реализовать потенциал эффективного развития железнодорожной отрасли и предприятий 19 отраслей промышленности. Мультипликативный эффект для экономики страны оценивается в полтора рубля на каждый вложенный рубль инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта. Доля железных дорог в грузообороте транспортной системы страны за 12 лет увеличилась на 6%, превысив 45%. Такой рост в сегодняшних условиях дорогого стоит.
Говоря о результатах 2015 года, отмечу, что погрузка грузов оценивается со снижением примерно на 1% от уровня прошлого года. Хочу напомнить, что валовый продукт у нас снизился более чем на 3% , при этом мы планировали по итогам года снижение порядка 1%, но с учётом тех результатов, которых в этом месяце достигаем, думаю, наши позиции будут ещё лучше. Но сколь ни важны для нас показатели грузовой работы, лицо компании в первую очередь определяет качество пассажирской работы. В целом отправлено более 1 млрд пассажиров. Пассажирооборот в этом году выполнен на уровне более 120 млрд пасс.-км со снижением на 6,5% . В дальнем следовании он составил 89 млрд пасс.-км, снизившись на 7%.
Особым спросом в этом году пользовались мультимодальные перевозки и новые скоростные поезда с удобным расписанием в сообщении между Москвой и Санкт-Петербургом, Брянском, Ярославлем, Белгородом, Смоленском, Курском, Воронежем и Нижним Новгородом. То есть там, где мы предложили новое качество услуг, произошло увеличение пассажиропотока на некоторых направлениях более чем в полтора раза.
В удовлетворении спроса на грузовые и пассажирские перевозки, повышении безопасности, росте клиентоориентированности первостепенную роль играет качество и надёжность инфраструктуры. Ключевые направления её развития проработаны в инвестиционной программе, объём которой в 2015 году составил почти 383 млрд руб.
В текущем году реконструировано более 2800 км железнодорожных путей, приобретено 502 единицы тягового подвижного состава и 230 единиц моторвагонного подвижного состава. Приобретая новые локомотивы, мы обеспечиваем снижение затрат на электроэнергию и дизельное топливо в среднем на 10% и улучшение тяговых характеристик на 10–15%. Компания уверенно продолжает своё инновационное развитие, активно внедряет современные перевозочные технологии, информационные и телекоммуникационные системы, спутниковые технологии, новый подвижной состав. Ярким примером таких прорывных технологий стал Усть-Лужский транспортный узел. Инновационные технологии влекут за собой полноценное импортозамещение, которое мы реализуем в первую очередь за счёт совместных проектов с регионами и предприятиями отечественной промышленности. Так, по заказу компании в этом году на Брянском машиностроительном заводе передан в эксплуатацию новый магистральный грузовой двухсекционный тепловоз. Ещё один достойный пример: совместно с компанией «Сименс» нами впервые в мире создана инновационная бортовая система диагностики, которая уже установлена на «Сапсане». Безусловно, успешная практика новых разработок будет активно продолжаться. И в этой связи мы рассчитываем, что наши партнёры по-прежнему с полной отдачей будут выполнять заказы холдинга, поставляя качественные материалы и комплектующие, современную технику, инновационный подвижной состав по взаимовыгодной цене. Мы всегда открыты для конструктивного и честного сотрудничества.
ОАО «РЖД» проводит целенаправленную политику в области энергосбережения. При сопоставимых объёмах эксплуатационной работы по сравнению с предыдущим годом удалось повысить энергетическую эффективность перевозок, сократив на 1,3% удельные расходы топливно-энергетических ресурсов в обоих видах тяги: и электрической, и тепловозной.
Хочу отметить и экологическую составляющую. За счёт внедрения новых технологий в сфере ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и экологической безопасности в текущем году на 2%, или на 1600 тонн, снижены выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Важной задачей для холдинга по-прежнему остаётся укрепление международных позиций. Мы досрочно выполнили свои контрактные обязательства по реконструкции ряда железнодорожных участков на территории Сербии. Кроме того, буквально недавно заключено контрактное соглашение по электрификации железнодорожной линии Гармсар – Инчебурун в Иране. Продолжается работа по подготовке строительства железнодорожной линии с колеёй 1520 Кошице – Братислава – Вена. Успешно решаются вопросы взаимодействия в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, а также МСЖД и ОСЖД.
В текущем году компания выполнила заданные Правительством Российской Федерации темпы снижения аварийности на инфраструктуре. Это является нашим приоритетом. Но особую озабоченность, к сожалению, до сих пор вызывает обеспечение безопасности на переездах, которые всё ещё остаются одним из самых опасных звеньев транспортной инфраструктуры. В текущем году произошло 218 столкновений подвижного состава с автотранспортом, хотя это и на 11% меньше, чем в 2014 году, но ещё многое нам предстоит сделать совместно с Министерством транспорта РФ и другими ведомствами.
Несмотря на непростые экономические условия, мы обеспечили социальную стабильность в трудовых коллективах и нашли возможность проиндексировать заработную плату с 1 марта текущего года на 3,7%. Средний уровень оплаты труда в перевозочных видах деятельности превысил 44800 руб. Выполнены все наши социальные обязательства перед трудовыми коллективами, ветеранами и пенсионерами в соответствии с коллективным договором.
Резюмируя всё вышесказанное, подведу итоги уходящего года в цифрах. Макроэкономическая нестабильность привела к сокращению показателей перевозочной деятельности по отношению к первоначально утверждённым параметрам. Снижение доходов составило почти 32 млрд руб. Тем не менее компания сумела реализовать программу мер по оптимизации расходов на 28 млрд руб. В первую очередь оптимизированы удельные нормы потребления материальных ресурсов и ограничены цены на потребляемую продукцию. Снижена стоимость используемых ресурсов, а физические объёмы капитального ремонта не только сохранены, но и увеличены к первоначальному плану. При этом себестоимость по перевозочным видам деятельности в текущем году возросла на 7,7%, а это значительно ниже роста цен в промышленности и ожидаемой годовой инфляции. Обеспечен заданный Советом директоров рост производительности труда в 4%.
Таким образом, в результате работы менеджмента ОАО «РЖД» и поддержки федеральных органов исполнительной власти, несмотря на все сложности, нам удалось обеспечить безубыточный финансовый результат. Да, нас немножко подводят курсовые разницы валют, отражающиеся в нашем балансе, но вместе с тем мы приложим все усилия, чтобы они не сильно повлияли на нашу деятельность.
Планы и задачи российских железных дорог в 2016 году напрямую увязаны с перспективами экономического развития Российской Федерации. Принято решение по индексации тарифов на уровне 9% и частичному установлению льготы по налогу на имущество на объекты железнодорожной инфраструктуры. Впервые за последние годы компания обеспечит сбалансированность деятельности без соответствующей государственной субсидии. С регулятором, Федеральной антимонопольной службой, мы договорились обеспечить в следующем году ставку индексации тарифов на грузовые перевозки не выше 7,5%. Это потребует разработки мер для получения дополнительных доходов в 2016 году, они включают в себя такие мероприятия, как реализация стратегии клиентоориентированности и повышение уровня качества услуг.
Наша цель – обеспечить долю гружёных отправок, доставленных в нормативный срок, на уровне не менее 95%, а скорость доставки отправок – не менее 375 км/сут.
Мы будем совершенствовать тарифную систему на принципах прозрачности и привлекать грузы с других видов транспорта на основе создания равных конкурентных условий работы. Мы внимательно следим за ситуацией на рынках сбыта готовой продукции наших главных партнёров. Значительное снижение спроса и цен сейчас происходит на рынке чёрных металлов, в октябре текущего года цены к декабрю 2014 года снизились на 25–50%. В 2016 году прогнозируется неблагоприятная ценовая конъюнктура, и сложившаяся ситуация требует адекватных решений, в том числе и с нашей стороны. Поэтому с 1 января 2016 года мы будем применять понижающий коэффициент 0,882. То есть мы отменим ранее введённый повышающий коэффициент 1,13 к ставкам Прейскуранта 10-01 в рамках тарифного коридора и ещё дополнительно снизим тариф на перевозки. И продолжим мониторинг ситуации в первом квартале 2016 года.
Необходимо перейти к новому, индивидуальному формату работы с грузоотправителями, совместно и на взаимовыгодной основе решать вопросы по снятию барьеров для увеличения производственных мощностей предприятий и роста объёмов перевозки грузов железнодорожным транспортом. При этом ситуация с появлением маржи у других участников транспортной цепочки за счёт снижения тарифов ОАО «РЖД» недопустима. И мы внимательно будем за этим следить. ОАО «РЖД» – не «скорая помощь» для умирающих предприятий. Но при конструктивном подходе мы всегда сможем достичь конкретных и перспективных договорённостей. Важно окончательно перейти на технологию работы в «одно окно» с клиентом, а не сохранять, как говорят в народе, 25 «форточек».
В части расходов по перевозкам ключевой задачей является ограничение роста удельной себестоимости перевозок в 2016 году на уровне не более 3,1%, что ниже прогнозируемой среднегодовой инфляции.
Сегодня мы видим и определённый потенциал для дальнейшего роста внутренней эффективности в компании. Перечислю основные направления: улучшение качественных показателей использования подвижного состава, совершенствование закупочной деятельности, увеличение отдачи от наших дочерних обществ и повышение энергоэффективности. Рост производительности труда в следующем году составит 3,5%, что в разы превысит показатель по стране. И от этого показателя, мы так договорились, будет зависеть индексация заработной платы. От ДЗО должны быть получены дивиденды в размере не менее 2,8 млрд руб., а доходы от продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО «РЖД» должны составить 21,2 млрд руб.
Но при этом нам необходимо существенно улучшить результаты работы ДЗО, в том числе и на основе внедрения системы КПЭ, и мы планируем в течение будущего года этим позаниматься и наши показатели серьёзно улучшить.
Мы понимаем, что плановые значения на 2016 год – это далеко не предел наших возможностей, и нам необходимо продолжить системную работу по их улучшению. При этом наши ключевые принципы – это повышение внутренней эффективности, предоставление клиентам взаимовыгодных условий. Вторая задача касается дальнейшего повышения надёжности и развития инфраструктуры. Объём инвестиций в следующем году оценивается в размере 432,2 млрд руб. Перечислю ключевые объекты: БАМ и Транссиб, Московский транспортный узел, подходы к портам Юга и Северо-Запада, проект «Северный широтный ход». Одним из ключевых приоритетов является недопущение роста протяжённости участков пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем и нарушением межремонтных сроков. На 1 января 2016 года она составит более 25000 километров. Необходимо дополнительно провести работу по обоснованному уточнению нормативов содержания пути в рамках проведения классификации линий. Не менее важная задача стоит и по снижению отказов в работе технических средств, в первую очередь локомотивов. Здесь я рассчитываю на ответственную работу наших подразделений, эффективное взаимодействие с партнёрами.
Хотел проинформировать, что вчера на Совете директоров было поддержано наше предложение о том, что не менее 15 млрд руб. дополнительно необходимо направить на капитальный ремонт пути. Для этого надо, во-первых, изыскать дополнительные резервы и, во-вторых, реализовать это направление, и мы с этой задачей справимся. Третья задача касается повышения потенциала эффективности пассажирских перевозок. Мы должны сохранить свою долю на рынке и увеличить клиентскую базу. Условия для этого созданы. Необходимый задел, в том числе и для обеспечения финансовой безубыточности, имеется. Все решения Правительства РФ, которые были с этой целью приняты в 2015 году, продлены и на 2016-й. Нам необходимо продолжить конструктивное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти для создания равных конкурентных условий с другими видами транспорта. Необходимо обеспечить повышение эффективности пассажирских перевозок, в том числе и за счёт развития мультимодального сообщения, и первый такой позитивный опыт мы уже имеем на Горьковской дороге. Еще одно ключевое направление развития пассажирских перевозок связано с формированием интегрированных мультимодальных хабов.
В 2015 году нами актуализирована программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Отдельно отмечу приоритетный проект по строительству ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань как части сопряжённого коридора Москва – Пекин. На проектирование этой линии необходимо порядка 20 млрд руб. Мы в своём бюджете на следующий год дополнительные цифры на этот проект заложили, причём видим дополнительные резервы, в том числе и в рамках проектирования. Но в 2016 году, кроме завершения проектных работ, нам необходимо двинуться дальше.
За последние три месяца благодаря работе моей интернет-приёмной я близко познакомился с впечатлениями клиентов о деятельности нашего пассажирского комплекса. Чем больше обращений я читаю, тем больше убеждаюсь, что ОАО «РЖД» в большом долгу перед нашими пассажирами. Для того чтобы изменить существующие подходы, я предлагаю объявить 2016 год Годом пассажира, поставив во главу угла внимательное и уважительное отношение к нашему самому главному и непредвзятому клиенту.
В кратчайший срок мы проанализируем и отберём перспективные направления для развития на уровне лучших международных практик и уже в первом квартале утвердим программу, которая отразит задачи и по снижению стоимости билетов, и по увеличению скорости поездов, повышению комфорта и качества услуг. И, уверен, что результаты пассажиры почувствуют уже в 2016 году.
Необходимо продолжить работу по проведению единой кадровой и социальной политики в холдинге «РЖД». Она должна быть направлена на укомплектование квалифицированным персоналом и непрерывное его развитие. Заработная плата в 2016 году должна быть проиндексирована в соответствии с коллективным договором. И здесь хочу отметить необходимость активного участия в этом процессе Роспрофжела.
И последнее: ОАО «РЖД» держит уверенный курс на открытость. Мы готовы обсуждать и реализовывать любые, даже самые революционные предложения, если только они направлены на взаимовыгодный результат.
Мы признательны президенту страны и правительству, руководителям Министерства транспорта РФ, Минэкономразвития, Минфина, Федеральной антимонопольной службы, Открытому правительству, сенаторам и депутатам, губернаторам, зарубежным коллегам за постоянное внимание к работе отрасли и помощь в решении важнейших для компании вопросов. Отдельные слова благодарности хочу адресовать партнёрам, в том числе РСПП и Корпорации малого и среднего предпринимательства, нашим клиентам и пассажирам. Спасибо за поддержку, объективную и непредвзятую оценку нашей работы. Во многом благодаря именно вам коллектив РЖД в уходящем году достиг тех результатов, о которых я сейчас кратко доложил.
Хочу заверить, что, определив параметры на 2016 год, мы не собираемся останавливаться. Мы будем не только выполнять эти планы, но и предъявлять сами себе ещё более жёсткие требования.
В финале позвольте мне обозначить некоторые темы, которые считаю очень важными. Во-первых, убеждён, что скромность, отказ от излишеств, оптимизация собственного рабочего пространства и времени – это основные принципы для каждого человека, какую бы должность он ни занимал. Существует Кодекс деловой этики, который действует в ОАО «РЖД». И это не пустые слова, а действующий документ, выполнение которого находится на строгом контроле.
Ещё один фактор, определяющий лицо компании, – клиентоориентированность. Одно из моих главных наблюдений: нашу компанию сами сотрудники продолжают воспринимать как монополию, забывая о том, что уже реально существуют конкуренты, которые бьются за клиента. Хочу напомнить – это фундамент бизнеса. И привлечение клиентов – важнейшая работа, которая строится на таких очевидных понятиях, как индивидуальный подход и улучшение качества услуги. Третье: этическая составляющая нашей работы и повышение эффективности. Да, ОАО «РЖД» – это коммерческая компания, но мы обязаны постоянно чувствовать социальную ответственность и не должны оголтело зарабатывать на самых незащищённых гражданах нашей страны. По этому поводу тоже хочу озвучить ещё одно решение: с 1 января будущего года РЖД отменяют плату за справку о стоимости проезда по железной дороге для инвалидов и сопровождающих. И работу по поддержке наших сограждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мы продолжим и далее.
Древние говорили: «Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены». И я уверен, что все задачи, которые мы перед собой поставили, мы решим. В преддверии Нового года хочу всем пожелать крепкого здоровья, мира, добра вам и вашим семьям!
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1321893&archive=2015.12.21