Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

К порядку на сети

29.12.2011

С лета 2011 года на сети РЖД сложилась тяжёлая ситуация с обеспечением вагонами грузоотправителей.
Вагон должен работать технологически рационально и экономически прибыльно
В условиях, когда у перевозчика - ОАО "РЖД" - не осталось своих вагонов, а весь парк стал приватным, компания потеряла возможность управлять подвижным составом налаженным десятилетиями балансовым методом с централизованной регулировкой. В итоге прежний механизм управления вагонными парками был утрачен, а новый в условиях отставания правовой базы и системы тарифообразования от конфигурации рынка ещё не создан. Перевозки в приватном подвижном составе привели к увеличению объёма сортировочной и маневровой работы, простоя вагонов, порожнего пробега и, соответственно, к ухудшению эксплуатационных показателей РЖД. Грузоотправители, в свою очередь, зачастую не спешили прибегать к услугам частных операторов, ожидая более дешёвых вагонов ПГК или ВГК. Всё это существенно осложнило оперативную обстановку на сети.
В такой ситуации понадобилось вмешательство государства. В октябре Министерство транспорта выпустило приказ № 258, вносящий изменения и дополнения в ряд документов МПС России, касающихся перевозки порожних вагонов. В результате часть проблемных вопросов была снята, но далеко не все.
Для решения задачи удовлетворения экономики в перевозках ОАО "РЖД" совместно с рядом регуляторов выдвинуло предложение разрешить перевозчику привлекать под своё управление вагоны дочерних компаний и иных собственников и предоставлять их под перевозку на особых тарифных условиях. В частности, было предложено формировать ставку предоставления вагона в привлечённом парке перевозчика на основе рыночной конъюнктуры и при этом дать право ОАО "РЖД" самостоятельно увеличивать её на 10% и снижать на 30%. Применение данного варианта либерализации вагонной составляющей тарифа позволило бы ОАО "РЖД" использовать сформированный пул универсальных полувагонов в количестве 200-250 тыс. единиц технологически рационально (применяя технологию работы с инвентарным парком) и экономически прибыльно. При этом доходность привлечённого парка должна была приближаться к показателям ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК".
В октябре правительственная комиссия по транспорту и связи под руководством вице-премьера Сергея Иванова поддержала решение о привлечении перевозчиком вагонов с рынка на особых тарифных условиях до появления новой модели управления вагонными парками, а 20 декабря соответствующее постановление правительства было подписано премьер-министром Владимиром Путиным.
Отмечая важность решения по созданию пула привлечённого парка перевозчика, первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов, в частности, подчеркнул: "Предлагаемые решения по консолидации - это не шаг назад, не нарушение условий конкуренции, не пересмотр решений Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года. Это стабилизирующая рынок мера, направленная на организацию работы железнодорожного транспорта в сложных переходных и новых условиях".
Кроме того, важнейшее значение в решении вопросов, связанных с управлением перевозками, призвано сыграть создание системы региональных координационных советов, куда входят руководители органов власти, железных дорог, дочерних обществ, операторских компаний, грузовладельцев и другие причастные стороны рынка. К декабрю 2011 года уже были сформированы все 16 координационных советов на железных дорогах и 8 межрегиональных.


Газета "Гудок", 29 декабря 2011 г.


Возврат к списку