Сеть возвращается к инвентарю

ГУДОК: Резервный парк в составе ОАО «РЖД» сможет увеличить перевозки при повышенном предъявлении грузов

В правительстве обсуждается вопрос воссоздания в составе ОАО «РЖД» инвентарного (резервного) парка вагонов для вывоза как можно большего количества грузов. Для этого предстоит ФАС и Минтрансу определиться с условиями его приобретения, содержания и ценами на перевозку.

Хлеб выслали из Сибири

КОММЕРСАНТ: Минсельхоз приказал частным компаниям спасать урожай

Как выяснил "Ъ", острую в этом сезоне проблему вывоза беспрецедентного урожая зерна удается решить только командно-административными методами за пределами рыночных механизмов. Минсельхоз просто в приказном порядке "поручил" ряду компаний, в том числе частных, закупать и вывозить зерно из Сибири. Юристы уверяют, что давать "разнарядки советского типа" чиновники не имели никакого права. Однако ручной режим оказался действенным: погрузка резко выросла, в том числе на экспорт.

Газом по инфраструктуре

18.01.2012

С 1 января 2012 года вступило в силу постановление Правительства РФ о 95-процентной утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ).  Однако большинство нефтяных компаний смогут выполнить это требование не ранее 2014 года. На рынке дополнительно появится от 20 до 40 млрд куб. м ПНГ. Это может привести к необходимости развивать железнодорожную инфраструктуру на Севере.
С начала 2012 года российское правительство ужесточило правила работы нефтяных компаний в области сжигания попутного нефтяного газа. Теперь нефтяники будут платить высокие штрафы за каждый лишний кубометр сожженного ПНГ свыше 5% от добычи.
При расчете к нормативам платы за сверхлимитное загрязнение применяется дополнительный коэффициент, равный 4,5. При отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа, значение коэффициента равно 6.
По подсчетам начальника отдела аналитических исследований ИГ "Универ" Дмитрия Александрова, штрафные санкции могут исчисляться величиной от 70-80 млрд руб.
В настоящее время общая плата компаний за выбросы при сжигании ПНГ - около 340 млн руб. в год.
Однако, несмотря на это, не все компании своевременно смогут перейти на 95-процентную утилизацию. Среди тех, кто успел внедрить соответствующие мощности и найти применение "лишнему" газу, - "ЛУКОЙЛ", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз" (утилизация свыше 70%). Две крупнейшие госкомпании - "Роснефть" и "Газпром нефть" - рационально используют менее 50% добываемого ПНГ. В основном нефтяники используют попутный газ для своих нужд, строят электростанции, работающие на ПНГ, рядом со своими месторождениями. Часть ПНГ перерабатывают в сжиженные углеводородные газы (СУГ), которые используются в газохимии.
"Фактически вариантов у ПНГ четыре - закачка в пласт для поддержания давления, сжигание, теплоэлектрогенерация (для местных нужд или с возможностью передачи) и газопереработка (с разделением на сухой, ШФЛУ и др.). Газопереработка уже является переходом к газохимии или сжижению и использованию опять же в виде топлива", - говорит господин Александров.
По мнению участников рынка, для того, чтобы нефтяники перешли на практически полное рациональное использование газа, потребуется еще 2-3 года. За это время предстоит не только установить необходимое оборудование, но также создать инфраструктуру, в том числе и транспортную.
В противном случае полезный ресурс (по разным оценкам, на рынке появится от 20 до 40 млрд куб. м ПНГ) превратится в головную боль. Дело в том, что многие крупные месторождения компаний находятся в районах, где транспортная инфраструктура либо развита слабо, либо ее практически нет.
Кроме того, дополнительная грузовая база увеличит нагрузку и на "железку", которая уже сейчас с трудом справляется.
"В 2011 году было погружено около 30 млн тонн углеводородных газов, причем значительная часть от общего среднесетевого объема погрузки пришлась на Сургутское отделение Свердловской дороги", - рассказал "Гудку" руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко. Основными грузоотправителями выступили НОВАТЭК и СИБУР. При этом большой объем погрузки СУГ приходится на станции (Лимбей, Тобольск, Сургут, Нижневартовск), расположенные на одном из самых лимитирующих участков сети Тобольск - Сургут.
В планах ОАО "РЖД" к концу 2013 года увеличить его пропускную способность лишь на 5 пар грузовых поездов в сутки, что позволит вывезти дополнительно до 5 млн тонн грузов, причем на СУГ придется только часть этого объема. Этого, конечно, учитывая масштабные планы грузоотправителей, для вывоза грузов будет недостаточно, считает эксперт.
В меньшей степени, продолжает господин Куротченко, инфраструктурные проблемы касаются СИБУРа, так как его вывозу грузов с Тобольского завода пока препятствует только чрезмерная нагрузка на сортировочную станцию Войновка. Для НОВАТЭКа, основной актив которого - Пуровский ЗПК, расположенный севернее с выходом на лимитирующий участок сети Тобольск - Сургут, ситуация сложнее. Компании придется ждать, когда лимитирующий участок станет двухпутным, что позволит без проблем перевозить продукцию.
По мнению экспертов, в условиях ограниченности инвестиционной программы ОАО "РЖД" к 2015 году стоит рассмотреть возможность государственно-частного партнерства при создании производственных и транспортных мощностей в удаленных местностях. "Это будет, с одной стороны, стимулировать региональное развитие и в то же время сократит финансовые риски частных недропользователей. Это же касается и стимулирования экспорта СУГ, что создаст допканал утилизации ПНГ", - резюмирует Дмитрий Александров.
Впрочем, СИБУР уже встал на этот путь, подписав в начале 2012 года трехлетнее соглашение с ОАО "РЖД" в сфере организации железнодорожных перевозок нефтехимической продукции, увеличения пропускной способности, а также модернизации отдельных объектов и участков железнодорожной инфраструктуры.


Газета "Гудок", 18 января 2012 г.


Возврат к списку