ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

Газом по инфраструктуре

18.01.2012

С 1 января 2012 года вступило в силу постановление Правительства РФ о 95-процентной утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ).  Однако большинство нефтяных компаний смогут выполнить это требование не ранее 2014 года. На рынке дополнительно появится от 20 до 40 млрд куб. м ПНГ. Это может привести к необходимости развивать железнодорожную инфраструктуру на Севере.
С начала 2012 года российское правительство ужесточило правила работы нефтяных компаний в области сжигания попутного нефтяного газа. Теперь нефтяники будут платить высокие штрафы за каждый лишний кубометр сожженного ПНГ свыше 5% от добычи.
При расчете к нормативам платы за сверхлимитное загрязнение применяется дополнительный коэффициент, равный 4,5. При отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа, значение коэффициента равно 6.
По подсчетам начальника отдела аналитических исследований ИГ "Универ" Дмитрия Александрова, штрафные санкции могут исчисляться величиной от 70-80 млрд руб.
В настоящее время общая плата компаний за выбросы при сжигании ПНГ - около 340 млн руб. в год.
Однако, несмотря на это, не все компании своевременно смогут перейти на 95-процентную утилизацию. Среди тех, кто успел внедрить соответствующие мощности и найти применение "лишнему" газу, - "ЛУКОЙЛ", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз" (утилизация свыше 70%). Две крупнейшие госкомпании - "Роснефть" и "Газпром нефть" - рационально используют менее 50% добываемого ПНГ. В основном нефтяники используют попутный газ для своих нужд, строят электростанции, работающие на ПНГ, рядом со своими месторождениями. Часть ПНГ перерабатывают в сжиженные углеводородные газы (СУГ), которые используются в газохимии.
"Фактически вариантов у ПНГ четыре - закачка в пласт для поддержания давления, сжигание, теплоэлектрогенерация (для местных нужд или с возможностью передачи) и газопереработка (с разделением на сухой, ШФЛУ и др.). Газопереработка уже является переходом к газохимии или сжижению и использованию опять же в виде топлива", - говорит господин Александров.
По мнению участников рынка, для того, чтобы нефтяники перешли на практически полное рациональное использование газа, потребуется еще 2-3 года. За это время предстоит не только установить необходимое оборудование, но также создать инфраструктуру, в том числе и транспортную.
В противном случае полезный ресурс (по разным оценкам, на рынке появится от 20 до 40 млрд куб. м ПНГ) превратится в головную боль. Дело в том, что многие крупные месторождения компаний находятся в районах, где транспортная инфраструктура либо развита слабо, либо ее практически нет.
Кроме того, дополнительная грузовая база увеличит нагрузку и на "железку", которая уже сейчас с трудом справляется.
"В 2011 году было погружено около 30 млн тонн углеводородных газов, причем значительная часть от общего среднесетевого объема погрузки пришлась на Сургутское отделение Свердловской дороги", - рассказал "Гудку" руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко. Основными грузоотправителями выступили НОВАТЭК и СИБУР. При этом большой объем погрузки СУГ приходится на станции (Лимбей, Тобольск, Сургут, Нижневартовск), расположенные на одном из самых лимитирующих участков сети Тобольск - Сургут.
В планах ОАО "РЖД" к концу 2013 года увеличить его пропускную способность лишь на 5 пар грузовых поездов в сутки, что позволит вывезти дополнительно до 5 млн тонн грузов, причем на СУГ придется только часть этого объема. Этого, конечно, учитывая масштабные планы грузоотправителей, для вывоза грузов будет недостаточно, считает эксперт.
В меньшей степени, продолжает господин Куротченко, инфраструктурные проблемы касаются СИБУРа, так как его вывозу грузов с Тобольского завода пока препятствует только чрезмерная нагрузка на сортировочную станцию Войновка. Для НОВАТЭКа, основной актив которого - Пуровский ЗПК, расположенный севернее с выходом на лимитирующий участок сети Тобольск - Сургут, ситуация сложнее. Компании придется ждать, когда лимитирующий участок станет двухпутным, что позволит без проблем перевозить продукцию.
По мнению экспертов, в условиях ограниченности инвестиционной программы ОАО "РЖД" к 2015 году стоит рассмотреть возможность государственно-частного партнерства при создании производственных и транспортных мощностей в удаленных местностях. "Это будет, с одной стороны, стимулировать региональное развитие и в то же время сократит финансовые риски частных недропользователей. Это же касается и стимулирования экспорта СУГ, что создаст допканал утилизации ПНГ", - резюмирует Дмитрий Александров.
Впрочем, СИБУР уже встал на этот путь, подписав в начале 2012 года трехлетнее соглашение с ОАО "РЖД" в сфере организации железнодорожных перевозок нефтехимической продукции, увеличения пропускной способности, а также модернизации отдельных объектов и участков железнодорожной инфраструктуры.


Газета "Гудок", 18 января 2012 г.


Возврат к списку