Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

Дальнему Востоку добавят мощности

24.01.2012

С учетом заявленных ранее проектов дальневосточные портовые мощности в ближайшие пять лет могут увеличиться в 3,5 раза, до 140 млн тонн. Чем угольщики будут загружать этот объем, пока непонятно.
Сегодня в ходе совещания премьера Владимира Путина в Кемерово (подробнее — см. стр. 1) может быть объявлено о планах по строительству на Дальнем Востоке нового морского порта для перевалки угля мощностью 20 млн тонн в год, рассказали "Ъ" несколько источников в отрасли, получивших приглашения. Планируется, что по итогам совещания Минтрансу, Минэнерго, ФГУП "Росморпорт" и ФГУП "ВО "Зарубежуголь"" поручат подготовить соответствующие предложения. Проект нужен, чтобы "облегчить доступ к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий", поясняет один из собеседников "Ъ".
Детали проекта пока не уточняются. Кто именно займется строительством нового порта, тоже непонятно. Сейчас на Дальнем Востоке уже анонсировано несколько проектов, но ни один из них не подходит под параметры нового порта. Речь, в частности, идет о двукратном расширении терминала СУЭК в порту Ванино, до 24 млн тонн. Вдвое — до 5 млн тонн — собирается увеличить мощности своего Находкинского морского торгового порта Evraz Group к 2013 году. В планах "Мечела" в этом году увеличить грузооборот порта Посьет с 3,3 млн до 7-9 млн тонн, а также начать строительство нового угольного терминала возле порта Ванино в бухте Мучка мощностью 25 млн тонн (сроки окончания строительства не называются). О своих портовых проектах на Дальнем Востоке заявляли и независимые операторы. Наиболее крупный у группы "Сумма" — комплекс в порту Восточный на 18 млн тонн в основном угольных грузов к 2013 году. Еще один терминал — на 1 млн тонн — в этом же порту собирается построить группа Global Ports. О планах построить угольный терминал в бухте Суходол мощностью до 8 млн тонн в прошлом году объявлял "Сибуглемет", но, по информации "Ъ", работы так и не начал.
Сейчас совокупные мощности дальневосточных портов рассчитаны на перевалку около 40 млн тонн угля. В 2011 году, по данным гендиректора агентства InfraNews Алексея Безбородова, грузооборот сырья составил примерно 25 млн тонн, по данным "Металл-курьера" — 30 млн тонн. По стратегии развития морской портовой инфраструктуры России, к 2030 году прогнозируется рост спроса на перевалку навалочных и насыпных грузов через дальневосточные порты только до 100 млн тонн (к этому времени объем добычи угля в России вырастет с 270 млн до 430 млн тонн). С учетом уже заявленных проектов и планов правительства по постройке нового порта дальневосточные портовые мощности увеличатся более чем в 3,5 раза, до 140 млн тонн. Но они будут введены раньше, поэтому загрузить их угольщикам будет просто нечем, считает Алексей Безбородов. Эту информацию "Ъ" подтверждает источник в крупной угольной компании.
Загрузить дальневосточные мощности можно за счет перевалки угля, который экспортируется через порты Риги, Таллина и Вентспилса, говорит господин Безбородов. Дополнительный объем может дать и Монголия, которая планировала диверсифицировать экспорт угля с Таван-Толгоя в Азию через Россию, добавляет Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала". Но это возможно только после решения другой транспортной проблемы — как отмечается в докладе Института проблем естественных монополий, пропускная способность железной дороги в дальневосточном направлении почти исчерпана.


Газета "Коммерсант", 24 января 2012 г.


Возврат к списку