ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления ТАСС: Общим собранием членов Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) избраны новый состав президиума, его председатель и исполнительный директор, следует из сообщения Союза.

Ж/д операторы должны формировать парк под «непривлекательные» перевозки

29.02.2016

Источник: www.interfax.ru

Владельцы вагонов должны плотнее вовлекаться в удовлетворение потребностей грузоотправителей, в том числе - совместно формировать парк под коммерчески непривлекательные отправки, а также участвовать в решении возникающих локальных проблем с вывозом грузов, считают в Министерстве экономического развития РФ.

Позицию ведомства в своем письме в Министерство транспорта РФ в начале февраля изложил замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с содержанием документа. Оно подготовлено в рамках поручения правительства от 20 января проработать вопрос создания саморегулируемой организации (СРО) в сфере железнодорожного транспорта.

Основная цель создания коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок - обеспечить бесперебойную работу ж/д сети, в том числе - своевременный вывоз и доставку грузов в условиях множества вагонных операторов, отмечает в письме чиновник. В то же время, сейчас у участников отрасли существуют несколько различных по направленности бизнес-моделей. Это требует прозрачного правового регулирования взаимоотношений перевозчика, операторов и грузовладельцев: следует четко определить обязательства и ответственность сторон, подчеркивает замминистра. В письме Н.Подгузов делает акцент на двух аспектах для нормативных решений.

Во-первых, операторы заинтересованы в вывозе груза, прежде всего, при коммерческой эффективности перевозки, тогда как отдельные категории грузоотправителей из-за недостаточной платежеспособности, географической обособленности и малого размера бизнеса не способны обеспечить такую эффективность. В то же время приоритетная задача реформы отрасли - полностью удовлетворять спрос экономики РФ на грузовые перевозки вне зависимости от масштабов заказчика. В этой связи, по мнению ведомства, целесообразно нормативно закрепить обязанность операторов "формировать на паритетном принципе отдельный парк подвижного состава" - чтобы удовлетворять коммерчески "непривлекательные" заявки потребителей.

Во-вторых, из-за того, что функционирующие сейчас операторы формировались в различных условиях (в том числе с точки зрения происхождения активов - на базе имущества ОАО "Российские железные дороги", покупки вагонов) и имеют разную структуру парка, у них различны и технологии управления. По мнению же Минэкономразвития, в РФ нужно "оперативное технологическое регулирование" работы ж/д операторов, чтобы они внутри своего сообщества повышали эффективность общесетевых перевозок, а также решали локальные проблемы с невывозом грузов.

Нынешние обстоятельства, в которых работает российская ж/д отрасль, свидетельствуют об отсутствии целостного и комплексного государственного подхода к регулированию сферы услуг по предоставлению подвижного состава, замечает Н.Подгузов. В стране - избыток грузовых вагонов, нет единой технологии работы вагонного парка, что зачастую ухудшает пропускную способность, увеличивает сроки доставки и оборот подвижного состава, провоцируя к дополнительным вложениям в магистральный ж/д транспорт, которые через тарифы увеличивают издержки грузоотправителей (наряду со стоимостью привлечения грузовых вагонов).

Предложение о формировании операторами парка вагонов для низколиквидных перевозок уже звучала в 2012 г. именно в контексте создания единой саморегулируемой организации в ж/д отрасли. Владимир Путин, будучи премьер-министром РФ, тогда поручал проработать вопрос о создании СРО, аналогичной "Совету рынка" в электроэнергетике. В этой связи объединение крупнейших владельцев подвижного состава - Совет операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ) - предложил создать в РФ единую СРО с обязательным членством в ней всех участников этого рынка (с не менее чем 25 компаниями, контролирующими не менее 60% вагонного парка в стране). Тогда же прозвучала и идея заместить инвентарный парк РЖД парком "системного интегратора" - квази-оператора, который должны будут сформировать все независимые операторы - члены единого и единственного в стране партнерства.

Кроме того, СРО предлагалось наделить функциями по разработке правил операторской деятельности (в том числе - стандартов качества услуг и предоставления информации, а также схем взаимодействия компаний с владельцами инфраструктуры и перевозчиками) и участия в подготовке отраслевой нормативной базы. Правда, с критикой идеи выступило другое объединение, в которое входят более мелкие владельцы вагонов, - Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Единая СРО снизит конкуренцию в этой сфере, поскольку есть опасения, что некоторые операторы могут быть не приняты в ее состав, отмечала Ольга Лукьянова, руководившая тогда НП ОЖдПС. "Загоняя всех в одну саморегулируемую организацию, можно будет конкуренцию уничтожать в сфере всех видов перевозки. Создал одно только СРО - и фильтруешь: кого пустить, кого нет", - отмечала она.

В очередной раз тема создания СРО активизировалась в конце 2015 г.: ее проработкой по поручению В.Путина занялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. В середине января глава ведомства Игорь Артемьев написал президенту РФ письмо по этому поводу. "Целесообразно выработать правила рынка ж/д перевозок, учитывающие интересы всех участников - грузоотправителей, операторов, РЖД и производителей (вагонов - ИФ), а также создать систему по прогнозированию баланса подвижного состава и ценообразования на базе коммерческой инфраструктуры", - отмечал глава ФАС, предлагая реализовать это на принципах саморегулирования.

Свое предложение И.Артемьев мотивировал сложившейся в сфере железнодорожных перевозок ситуацией: организованная торговля услугами на ж/д транспорте фактически отсутствует, а дополнительную неопределенность накладывает то, что РЖД и другие участники рынка не могут сформировать единую позицию по балансу необходимого парка вагонов. В то же время вагонная составляющая в плате за перевозку грузов имеет высокую волатильность (по самому массовому виду подвижного состава - полувагонам - с 2012 г. она упала с 1,2 тыс. руб. за вагон в сутки до нынешнего уровня в 500 руб.).

Такие колебания свидетельствуют о несовершенстве конструкции рынка, не позволяют организовать стабильный производственный процесс в вагоностроении и создают предпосылки для спекуляций вокруг ожиданий дефицита подвижного состава, считает И.Артемьев. Полномочия и функции "Совета рынка транспортных услуг" должны быть установлены законодательно, отмечает он в письме и просить "поручить ФАС совместно с заинтересованными ведомствами и РЖД приступить к внедрению указанной модели по организацию торговли на железнодорожном транспорте".

По данным "Коммерсанта", на прошлой неделе инициатива обсуждалась на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, хотя его представитель заявил газете, что сроки обсуждения идеи называть рано. В секретариате первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова же поддержали ФАС: "Первый вице-премьер поставил задачу снизить транспортную нагрузку на экономику, снижение грузооборота повышает издержки потребителя. Решить это без повышения привлекательности железной дороги для грузоотправителей невозможно, а для этого нужен баланс интересов", - сказал изданию представитель чиновника.

Вся информация изданий агентства «Интерфакс», размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства «Интерфакс».


Возврат к списку