Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен

Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен ТАСС: Анализ факторов, которые привели к росту стоимости ремонта, позволит оценить наличие либо отсутствие неправомерных согласованных действий вагоноремонтных компаний, отмечает председатель президиума СОЖТ Игорь Ромашов

С 2022 года колесным парам с новыми роликовыми подшипниками не понадобится средний ремонт после обточки

С 2022 года колесным парам с новыми роликовыми подшипниками не понадобится средний ремонт после обточки РЖД-Партнер: Комиссия вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества с 1 января 2022 года отменяет требование об обязательном среднем ремонте колесных пар через каждые две обточки для тех, что оборудованы новыми однорядными цилиндрическими роликовыми подшипниками.

Консолидация под присмотром

10.03.2016

Операторы, консолидировав парк вагонов, могут резко и необоснованно поднять цены на свои услуги, опасается ФАС, сообщил ее представитель. Поэтому ФАС запросила крупнейших операторов предоставить ей данные за 2014 и 2015 гг. о парке вагонов, перевозке грузов, средних ставках предоставления грузового вагона (копия запроса есть у «Ведомостей»). Операторы также должны раскрыть принципы ценообразования на свои услуги, следует из запроса. Сотрудники компаний-операторов подтверждают получение запроса.

Опасения возникли у ФАС из-за планов консолидации парка, который обсуждается операторами и лизинговыми компаниями. Так, Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) разработала план «Ураган», который подразумевает сосредоточение у одной структуры около 200 000–250 0000 полувагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, подконтрольным государству: «ВЭБ-лизинг», «ВТБ лизинг», «Сбербанк лизинг», «Газпромбанк лизинг», «Трансфин-м» (подконтрольна НПФ «Благосостояние»). Затем вагоны предлагается передать в аренду крупному игроку – Федеральной грузовой компании (ФГК, 100%-ная «дочка» РЖД), Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), «Нефтетранссервису» или иному оператору. Тот, в свою очередь, должен будет списать около 100 000 единиц старого парка и поднять ставку за предоставление вагона с текущих 550–600 руб. в сутки до уровня, предусмотренного прейскурантом 10-01 (около 830 руб. в 2016 г.). ФГК, с марта получившая в управление парк «УВЗ-логистик» (до сих пор им управлял Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД) и планирующая оформить его в аренду, таким образом стала крупнейшим оператором полувагонов. Это тоже может оказать давление на цены, опасается ФАС.

Если возникнет риск нарушения антимонопольного законодательства в результате злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования вплоть до введения регулирования вагонной составляющей на уровне текущей доходности плюс 7,5% (уровень индексирования тарифной составляющей), подчеркивает представитель ФАС.

Как следует из презентационных материалов ГТЛК, тариф при реализации плана «Ураган» не превысит прогноз по инфляции. Так, транспортная составляющая, например, в стоимости угля на условиях FOB не превышает 40% (3% – тариф РЖД, 5% – ставка оператора). При увеличении доходности до 800 руб. доля операторской ставки в конечной цене продукта составит 8%.

Но, с другой стороны, текущий уровень доходности большей части парка – неинновационных полувагонов (около 600 руб. без НДС в сутки) позволяет финансировать текущие, деповские и капитальные ремонты и проч. (в совокупности это от 250 до 400 руб. в сутки в зависимости от возраста вагона), но не позволяет операторам приобретать подвижной состав в лизинг или с использованием кредитных средств или в полном объеме обслуживать привлеченные ранее для приобретения подвижного состава кредиты, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если ставка на пользование полувагонами останется на текущем уровне, отрасль лишится источников для обновления парка, подчеркивается в предложениях ФГК, направленных в совет потребителей РЖД: «Операторские компании не смогут обслуживать кредиты, взятые под покупку нового парка, что впоследствии может привести к дефициту подвижного состава на сети, невывозу грузов и падению доходов инфраструктуры». Чтобы покупка полувагонов была окупаема, по расчетам ФГК, доходность должна быть около 790 руб./сутки. А при ее текущем уровне вагон не окупить даже за весь его срок службы – 22 года, подчеркивается в материалах ФГК. С этим согласен представитель ПГК. За последние годы доходность вагона в сутки снизилась более чем в 2 раза – с 1200 до 500 руб., напоминает представитель ПГК. «По нашим оценкам, чтобы окупаться в сегодняшних условиях, полувагон «классической» 132-й модели должен стоить не более 1 млн руб. либо доходность должна вырасти до прежних показателей в 1200 руб. в сутки», – говорит представитель ПГК.

Но ФАС подсчитала, что увеличение вагонной составляющей до 800–900 руб. за полувагон в сутки приведет к дополнительной нагрузке на грузоотправителей в 50–60 млрд руб. Перевозка угля в этом случае подорожает на 19%, руды – на 17%, цемента – на 18%, щебня – на 22%. Дополнительная прибыль, опасается ФАС, пойдет при этом не на пополнение парка, а на погашение существующих долгов операторов или дивидендные выплаты. ФАС считает, что необходимо сохранить максимальный рост конечной стоимости перевозки для грузоотправителя на уровне 7,5%.

Спрос на полувагоны со стороны сырьевиков и так на крайне низком уровне, говорит представитель СУЭК, и никакой возможности платить больше нет. За последние три года цены на нефть, руду, уголь, металлы и многие другие грузы упали в 2,5–3 раза, напоминает он. Цена морского фрахта и стоимость судов для перевозки навалочных грузов также упали примерно в 3 раза. Только с ноября 2015 г. цены на уголь снизились на 25%. И перспективы не радуют – ожидается, что в 2017 г. уголь подешевеет еще на 20%, говорит представитель компании. Поэтому обсуждаемая консолидация парка полувагонов с перспективой роста ставок до 900 руб./сутки приведет к росту вагонной составляющей для всех грузоотправителей на 70%, а полного тарифа – на 21%, подсчитала СУЭК. Это удорожание перевозки наложится на 9%-ную индексацию тарифа РЖД в 2016 г. В итоге суммарные издержки на железнодорожные перевозки для всех грузов вырастут на 30% в 2016 г., резюмирует представитель СУЭК. Можно предположить, что по большинству грузов, особенно высокодоходных, это приведет к дальнейшему снижению погрузки и доходов РЖД, допускает собеседник «Ведомостей».

«Для грузоотправителей удорожание вагонной составляющей критично, но выхода особого нет – платить придется», – говорит топ-менеджер крупной металлургической компании. «Традиционно железнодорожные перевозки могут быть заменены на авто только на коротких расстояниях, на тысячах километров перевозка автомобилями однозначно дороже. Даже если и будет некоторое удорожание, вряд ли все массово пересядут с железнодорожного на автотранспорт на длинных расстояниях», – отмечает собеседник «Ведомостей».

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/03/10/632948-konsolidatsiya-vagonov



Возврат к списку