Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Операторов приравняют к РЖД

30.01.2012

Как стало известно "Ъ", чтобы решить транспортную проблему средних и мелких грузоотправителей, Минэкономики предлагает обязать крупных операторов вагонов предоставлять их любому, кто обратится с такой просьбой. Это принципиально изменит правила работы частных компаний на железнодорожном рынке, и они в один голос уверяют, что не готовы к подобным нововведениям.
В пятницу в Росжелдоре состоялось совещание по поводу проекта постановления правительства об основах правового регулирования деятельности железнодорожных операторов. Как рассказал "Ъ" один из участников совещания, представители Минэкономики заявили, что необходимо юридическое выделение операторов, владеющих более 5 тыс. вагонов, чтобы затем "установить публичность их деятельности", то есть обязать заключать договоры по каждому запросу на предоставление подвижного состава под перевозку. По данным агентства "Infoline-аналитика", сейчас на рынке работает 35-40 крупных компаний, располагающих таким парком. Среди них "Первая грузовая компания " Владимира Лисина, Globaltrans и "Трансойл" Геннадия Тимченко, "Нефтетранссервис" братьев Аминовых и другие.
Источник "Ъ" в министерстве подтвердил, что "подобный вариант существует" и в ближайшее время его обсудят с представителями операторов. Деталей пока нет, но логика установления публичности деятельности операторов в следующем. Изначально ОАО РЖД (которое в начале своей работы имело большую долю вагонов на рынке в собственности) выполняло перевозки, то есть предоставляло вагоны и перевозило их, на основании публичной оферты. С ходом реформы железнодорожного транспорта вагоны выделялись из состава ОАО РЖД, частные инвесторы закупали собственные вагоны. Сейчас у монополии только 28% вагонного парка России, но функции публичности с нее сняты не были. В результате ОАО РЖД не могло выполнить поступающие заявки - в основном от мелких и средних грузоотправителей - из-за отсутствия вагонов. Операторы же работают с кем хотят и не всегда готовы предоставлять вагоны. Предложение Минэкономики должно уравнять в обязанностях ОАО РЖД и операторов.
По оценкам собеседника "Ъ" в компании "Трансгарант" (входит в транспортную группу Fesco), сейчас примерно 10- 20% контрактов крупных операторов приходится на мелких и средних грузоотправителей. Остальное - среднесрочные и долгосрочные контракты с крупными промышленными компаниями. Впервые идея о публичности услуг операторов появилась еще в прошлом году и была единодушно воспринята ими в штыки. Тогда дальше абстрактных высказываний дело не пошло, но теперь предложения Минэкономики вполне конкретны.
Вчера представители частных операторов, опрошенных "Ъ", еще раз подтвердили, что не готовы поддержать эту инициативу. "Одно дело, когда речь идет о публичности в отношении государственной монополии ОАО РЖД, другое - когда мы приписываем такие функции компаниям, каждая из которых занимает всего несколько процентов рынка", - говорит собеседник "Ъ" в "Трансгаранте". Источник в группе Rail Garant добавляет, что суть операторского бизнеса заключается в работе с теми клиентами, которые приносят максимальную прибыль. "Ситуация, при которой нас ограничивают в выборе клиентов, будет совсем не рыночной", - уверен он. Гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что в правительстве "существует спрос на решение транспортного вопроса", который стоит остро, и публичность частных операторов как вариант такого решения "может существовать и обсуждаться". Но, уточняет эксперт, чтобы эта схема заработала, нужно дополнительно вводить какое-то ценовое регулирование услуг операторов, а это "отброс реформы отрасли фактически к ее началу".


Газета "Коммерсант", 30 января 2012 г.


Возврат к списку