Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Операторам не хватило слов

30.01.2012

Проект постановления правительства РФ "Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов", размещенный на сайте Минтранса России, вызвал настоящую бурю в операторском сообществе.
Как ни странно, большинство участников рынка смущает не само желание регуляторов ввести деятельность операторских компаний в некие законные рамки, а практические аспекты реализации, безусловно, нужной и даже ожидаемой инициативы. "Наша компания работает на рынке уже более шести лет. Мы постоянно наращивали парк вагонов (в том числе и новых), брали на работу дополнительных сотрудников, расширяли клиентскую базу, – рассказывает директор ООО "ТехКом" Ирина Яшкина. – Но в какой-то момент выясняется, что нам могут резко запретить деятельность по предоставлению вагонов третьим лицам, – так почему же об этом не говорили сразу, когда была разрешена перевозка грузов в приватных вагонах (в конце 90-х годов)? Почему изначально не были озвучены такие условия операторской деятельности, как наличие парка в 1 тыс. вагонов? Мы тогда хотя бы представляли, к чему необходимо стремиться".
Действительно, суммарные вложения в этот бизнес собственников, имеющих менее 1 тыс. вагонов, оцениваются в миллиарды рублей и четких ответов, какова будет их дальнейшая судьба, в постановлении не содержится. Между тем усиленно циркулируют слухи, что "малышам" будет предложено либо слиться с крупными компаниями, либо передать им свои активы, что в отсутствие внятных комментариев со стороны разработчиков проекта лишь усиливает смятение.
Кроме того, как отмечают эксперты, если выбор нового механизма допуска на операторский рынок и был сделан на основе анализа эффективности функционирования различных его сегментов, то общественности эти данные не предоставили. "Строго говоря, тезис о том, что деятельность мелких компаний менее эффективна, чем представителей крупного бизнеса, сейчас выглядит не более чем гипотезой, – отметили в компании "ТН-Транс". – Между тем и сами операторы, и их клиенты, исходя из имеющегося опыта и сложившейся практики, просто не понимают смысла многих предусмотренных в проекте новелл".
Действительно, соглашаясь с необходимостью введения механизмов, обеспечивающих качество операторской деятельности, участники рынка не видят четкой зависимости между квалификационными требованиями к компаниям, работающим на этом рынке, и повышением эффективности перевозочного процесса. "Возможно, в том, чтобы иметь круглосуточный диспетчерский аппарат, есть своя логика, но все зависит от технологий, используемых в конкретной компании, размера парка и географии перевозок, – отмечает генеральный директор ООО "Дельта – Транспортные системы" Алексей Баранов. – Кроме того, следует учитывать, что любые вопросы, возникающие при перемещении подвижного состава, например по отцепке или оформлению вагонов, можно решить только в рабочее время". К тому же операторы отмечают: неясно, какое содержание разработчики вкладывают в понятие "диспетчерская служба", что дает достаточно большой простор для толкования и, соответственно, может служить инструментом для дальнейшей зачистки рынка.
"Возникает также вопрос: почему проект постановления правительства не предусматривает отсрочку введения его в действие? – недоумевает И. Яшкина. – Ведь совершенно очевидно, что ряду операторов нужно будет подготовиться к работе в новых условиях – увеличить парк вагонов, или объединиться с кем-нибудь, или вообще уйти с рынка, продав вагоны, но для всего этого нужно время (хотя бы год)! Однако в этом проекте об этом ни слова".
Возможно, нужные слова все-таки будут сказаны, особенно с учетом того, что даже у регуляторов есть определенные претензии к представленному проекту. В частности, ФАС объявила о том, что в скором времени направит в правительство свои замечания относительно текста документа.


РЖД-Партнер.ru, 27 января 2012 г.


Возврат к списку