Щебень встал поперек пути

Новости
Новости
Источник: www.interfax.ru
Globaltrans в четверг отчитался о работе в 2015 г. На фоне экономической нестабильности финансовые результаты несколько просели, что, впрочем, было вполне ожидаемо. Между тем, денежный поток компании в отсутствии идей и объектов для вложений остается на уровне, позволяющем гасить долги и выплачивать дивиденды. Что касается последних, то по итогам прошлого года группа может компенсировать инвесторам пропуск выплат в 2015 г.
С НОВЫМ ШЕФОМ
Представленные результаты компании впервые комментировал Валерий Шпаков, несколько месяцев работавший с приставкой "и.о.". В четверг топ-менеджер был официально утвержден на посту генерального директора Globaltrans. Прежний, Сергей Мальцев, в ноябре стал старшим вице-президентом ОАО "Российские железные дороги" по корпоративному управлению и стратегическому развитию (вместо Валерия Решетникова, который переведен в статус советников президента монополии). В Globaltrans В.Шпаков работает с 2003 г., с 2007 г. - руководит одним из ключевых его активов - АО "Новая перевозочная компания". Стаж же его работы в железнодорожной отрасли превышает 30 лет.
Финансовые показатели группы по МСФО в 2015 г. оказались несколько скромнее, чем годом ранее. Скорректированная EBITDA "на фоне усиления инфляционного давления" сократилась на 12%, до 15,538 млрд руб. Впрочем, аналитики инвестиционных компаний и банков, опрошенные "Интерфаксом", ожидали по итогам 2015 г. сокращения этого показателя на 11%, до 15,624 млрд руб. То есть фактические показатели лишь немного разошлись с консенсус-прогнозом. Рентабельность по скорректированной EBITDA составила 37% против 42% годом ранее.
Скорректированная чистая прибыль, приходящаяся на акционеров компании, составила 2,979 млрд руб., что на 32% ниже, чем в 2014 г. Компания уточнила, что показатель указан "без учета влияния обесценения стоимости отношений с клиентами, связанного с договором на обслуживание с "Магнитогорским металлургическим комбинатом" (ММК), на сумму 996 млн руб.". Соответствующий же показатель за 2014 г. приведен без учета влияния обесценения стоимости гудвилла на сумму 5,828 млн руб., связанного с приобретением кэптивных ж/д операторов в 2012 и 2013 гг.
Скорректированная выручка компании увеличилась на 1%, до 42,176 млрд руб. (аналитики ждали ее снижения на 1,5%, до 41,254 млрд руб.). Повышение регулируемых тарифов РЖД, общая инфляция, а также увеличение объемов бизнеса группы привели к росту совокупных операционных денежных затрат на 11%, также отметил Globaltrans.
Операционные показатели оказались более воодушевляющими. Грузооборот группы вырос на 6%, до 168,5 млрд тонно-километров. Без учета привлеченного парка этот показатель повысился на 8%. Рыночная доля группы на российском рынке железнодорожных перевозок осталась на уровне 8,3%. Средняя стоимость груженой отправки в 2015 г. выросла у Globaltrans на 2%, среднее расстояние - на 5%.
Общий коэффициент порожнего пробега вагонов группы за год не изменился, оставшись на уровне 51%, у полувагонов он составил 39% против 38% в 2014 г. Улучшилась оборачиваемость вагонов: среднее количество груженых отправок выросло на 2%. Парк увеличился на 2%, до 67,349 тыс. вагонов, что в первую очередь было обусловлено увеличением арендованного подвижного состава.
"В 2015 г. доля долгосрочных контрактов с тремя крупнейшими клиентами ("Роснефть", ММК и "Металлоинвест" (MOEX: MTLI)) составила 63% от чистой выручки группы от оперирования подвижным составом", - сообщила компания, напомнив, что контракт с "Роснефтью" был продлен на следующие 5 лет. Масштабное списание вагонов с истекшим сроком службы позитивно влияет на тарифную конъюнктуру в сегменте полувагонов. В то же время в сегменте транспортировки нефтепродуктов и нефти тарифные условия находятся под давлением из-за снижения перевозок, отмечает Globaltrans.
РАССЧИТАТЬСЯ ПО ДОЛГАМ
В 2015 г. в отсутствие инвестиционных идей группа продолжила работать над внутренней эффективностью и долговым портфелем. Свободный денежный поток у компании хоть и снизился на 19%, до 9,614 млрд руб., но вполне позволял делать это. За прошедший год чистый долг Globaltrans сократился на 31%, до 16,255 млрд руб., его соотношение со скорректированной EBITDA - с 1,3 до 1, а доля заимствований в рублях приблизилась к 100%.
"Рациональное использование капитала позволило группе ускоренно снижать долговую нагрузку. На сегодняшний момент уровень задолженности компании является одним из самых низких в отрасли", - заявил в этой связи В.Шпаков. "Это в сочетании с хорошим уровнем свободного денежного потока позволило совету директоров предложить выплату значительного объема дивидендов по итогам 2015 г.", - добавил он.
"Должок" перед инвесторами за предыдущий дивидендный период компания также не забыла. В нынешней рекомендации совета директоров учтены выплаты сразу за два финансовых года. Акционерам предложено утвердить дивиденды по 12,41 руб. на акцию. "В начале 2015 г. совет директоров принял решение о том, чтобы не платить дивиденды за 2014 г., потому что была очень высокая волатильность на рынке, абсолютно непонятная ситуация с финансированием - колебания процентных ставок, стоимость заимствований превышала 20%. Плюс ко всему было рефинансирование бонда. Поэтому было принято решение немного подождать с выплатой", - напомнил "Интерфаксу" финансовый директор Globaltrans Александр Шенец.
"Но в этом году совет директоров предлагает выплачивать дивиденды в размере 2,2 млрд руб. Сумма складывается из двух величин - 30% от скорректированной прибыли, приходящейся на акционеров, за 2014 г. и 30% - за 2015 г., что в сумме эквивалентно коэффициенту выплаты дивидендов в размере 74% по итогам 2015 финансового года. Это позволяет поблагодарить тех инвесторов, которые верили в нас все это время. Таким образом, мы восстановили нашу дивидендную историю и имеем выплаты в отношении каждого года с 2009 г.", - добавил он. В случае одобрения рекомендации акционерами дивиденды будут выплачены в долларах с конвертацией по официальному курсу Центрального банка РФ на дату годового собрания акционеров (назначено на 28 апреля).
В перспективе Globaltrans намерен придерживаться ранее утвержденной дивидендной политики. "У нас дивидендная политика была неизменной с момента, когда мы ее ввели: совет директоров рекомендует выплату не менее 30% от чистой прибыли, приходящейся на собственников компании - то есть за вычетом того, что приходится на миноритариев. Исторически мы старались платить больше, потому что мы понимаем, что инвесторы заинтересованы в дивидендах", - напомнил в этой связи А.Шенец.,
ЖИЗНЬ БЕЗ ДРАЙВЕРОВ
Явных катализаторов для активного развития, однако, группе пока по-прежнему не хватает, что не скрывает и ее руководство. При нынешней конъюнктуре на рынке перевозок и стоимости подвижного состава Globaltrans по-прежнему склоняется к покупке лишь небольших партий бывших в использовании вагонов, замещая выбывающие при списании вагоны. "В 2016 г. мы не планируем серьезных покупок, но, с другой стороны, думаем над тем, что нужно замещать выбывающий парк и покупать, например, бывшие в употреблении полувагоны по хорошим ценам на вторичном рынке, а также развивать какие-то нишевые проекты, которые мы считаем перспективными, пусть и небольшие, типа перевозок нефтехимии в танк-контейнерах", - заявил "Интерфаксу" А.Шенец.
"При текущем уровне цен на транспортировку (грузов - ИФ), например, в полувагонах, покупка новых за 1,6-1,7 млн руб. - я не говорю про инновационные вагоны - не окупается. Поэтому инвестировать в покупку новых вагонов достаточно сложно", - пояснил топ-менеджер. Он уточнил, что потребности в замещении подвижного состава "минимальные" - "не более 300 вагонов выбывает в 2016 г.", соответственно, речь идет о небольших суммах затрат.
Отвечая на вопрос о том, возможны ли более масштабные покупки для расширения бизнеса, А.Шенец сказал, что пока компания "не ставит для себя таких целей". "Для этого должны быть какие-то катализаторы", - подчеркнул он. В.Шпаков в этой связи отметил, что такими катализаторами могут быть "либо существенное увеличение объемов" перевозок на рынке, либо "нишевые возможные проекты", например, либерализация локомотивной тяги. "Пока же мы в поступательном мягком движении, другого не видим", - отметил топ-менеджер.
Говоря о развитии перевозок нефтехимии, А.Шенец отметил, что в начале 2015 г. компания запустила пилотный проект, сначала "обкатывала" на арендованных вагонах, в конце года задумалась о необходимости покупать собственные танк-контейнеры. "Но в рамках группы этот проект пока не очень материален, не надо ждать, что он разовьется на десятки тысяч танк-контейнеров", - уточнил топ-менеджер.
В.Шпаков отметил, что бизнес группы имеет "достаточно эффективную" текущую модель - "полувагоны + цистерны", и более масштабной диверсификации бизнеса не планируется. В этой связи, в частности, глава Globaltrans заявил, что компания не претендует на покупку у АФК "Система" (MOEX: AFKS) 50% в АО "СГ-транс" (СГТ). Владелец АФК Владимир Евтушенков ранее заявил, что компания нашла покупателя на эту долю. "Специализация СГТ - это все-таки газовые "бочки" (цистерны - ИФ). Это достаточно сложная вещь в технологическом плане - там нужна определенная инфраструктура. И сегодня говорить, что мы эту тему можем у себя развивать, нельзя. В наших планах она не стоит - профиль не наш", - сказал генеральный директор холдинга.
При этом В.Шпаков отметил, что Globaltrans не намерен покупать конкурентов с большой долговой нагрузкой, предпочитая привлечение их подвижного состава в управление или аренду. "Мы следим за ситуацией на рынке и, в принципе, настроены на то, что, если сложатся условия, которые будут комфортны для нас как в экономическом, так и в технологическом плане, мы готовы рассмотреть консолидацию. Она может иметь разные формы, начиная от привлечения и управления парком. Если нет большого долга у этих компаний, конечно, можно рассматривать и покупку. Но если есть большие долги, то самая эффективная форма - это управление", - сказал он.
По этой причине в ближайшей перспективе продолжит направлять Globaltrans свободный денежный поток на выплату дивидендов и снижение долговой нагрузки, допуская снижение левереджа ниже 1. "Исторически мы ориентировались на диапазон чистого долга к (скорректированной - ИФ) EBITDA от 1 до 2. Сейчас, поскольку экономическая ситуация достаточно слабая, мы не считаем плохим, например, вариант, когда долг уйдет и ниже 1, но, с другой стороны, иметь нулевой долг компании тоже не хорошо", - заявил "Интерфаксу" А.Шенец. "В отсутствии масштабных инвестиций достаточно существенный свободный денежный поток, который компания генерирует, пойдет на снижение долговой нагрузки и на выплату дивидендов", - добавил он.
Оценивая 2016 г., группа ожидает, что конъюнктура останется сложной, "особенно учитывая продолжающееся инфляционное давление на затраты". "Однако мы видим положительный эффект недавних инициатив по списанию старых вагонов. В этих условиях Globaltrans сохраняет сильные рыночные позиции, комфортный уровень задолженности и устойчивую клиентскую базу. Мы уверены, что группа обладает возможностями, которые позволят нам успешно пережить текущий экономический период и воспользоваться открывающимися рыночными перспективами", - сказал В.Шпаков. "Поддержание комфортного уровня долговой нагрузки останется в числе основных приоритетов группы", - также отметила компания.
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
Интересные изменения ожидаются и в совете директоров Globaltrans. В совет директоров группы выдвигается Зарема Мамукаева, которая в настоящее время участвует в органах управления других структур группы, в том числе Spacecom, "Новой перевозочной компании" и ООО "Балттранссервис". Ее фамилия значится в списке кандидатов для голосования на годовом собрании акционеров ж/д группы 28 апреля, перечень приведен в сообщении холдинга.
Отмечается, что З.Мамукаева "имеет большой практический опыт работы в различных должностях, связанных с управлением финансами". В частности, она работала в "дочке" Globaltrans - ЗАО "Уральская вагоноремонтная компания". Ранее З.Мамукаева руководила отделом закупочной деятельности в "дочке" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная грузовая компания". До этого - работала в управлении регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ (сейчас функции этого ведомства переданы Федеральной антимонопольной службе РФ). Выпускница Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.
На прошлом годовом собрании акционеров совет директоров Globaltrans был избран в составе 15 человек (не претерпев изменений). В совет вошли С.Мальцев, бывший генеральный директор ООО "Трансойл" Андрей Гомон, экс-глава совета Александр Елисеев, начальник отдела внутреннего аудита Globaltrans Константин Широков, директор по транспортировке ООО "Севтехнотранс" ("дочка" Globaltrans) Александр Сторожев, замгендиректора "Севтехнотранса" Александр Тарасов и представитель "Н-Транса" Сергей Толмачев.
Кроме того, в совет входили член Кипрской торгово-промышленной палаты Майкл Томэйдес (Michael Thomaides), один из основателей и управляющий партнер Coopers & Lybrand (впоследствии стала частью PricewaterhouseCoopers), а в 2002-2006 гг. - мэр Никосии Михалис Зампелас, управляющий директор Amicorp Cyprus Элиа Николау (Elia Nicolaou), основатель компании Fidura Treuhand AG Йоханн Франц Дюррер (Johann Franz Durrer), директор консалтинговой компании Highgate Consulting Джон Кэрролл Колли (John Carroll Colley), член Института сертифицированных бухгалтеров Англии и Уэльса Георгий Папаиоанну (George Papaioannou), адвокат и директор юридической фирмы Pyrgou Vakis Мелина Пиргу (Melina Pyrgou) и директор департамента бухгалтерского учета в Amicorp Cyprus Мариос Тофарос (Marios Tofaros).
В декабре А.Гомон покинул совет - в связи "с намерением сосредоточиться на других проектах, не связанных с Globaltrans". Кроме того, в ноябре С.Мальцев был назначен старшим вице-президентом РЖД по корпоративному управлению и стратегическому развитию. Globaltrans при этом сообщал, что топ-менеджер выйдет и из совета директоров ж/д оператора, передаст свою 4,5%-ную долю в ней в неконтролируемый траст. Оба топ-менеджера с тех пор не принимали участие в работе совета директоров, а смена состава формально произойдет на ближайшем годовом собрании акционеров, пояснил "Интерфаксу" представитель группы.
Globaltrans специализируется на перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. В парке группы - около 67 тыс. вагонов (в основном полувагоны и цистерны), около 90% - собственные. Основателям компании - Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Александру Елисееву - 6,3%. Free float - 59% (включая 4,5% акций, переданных в неконтролируемый траст С.Мальцевым).
Вся информация изданий агентства «Интерфакс», размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства «Интерфакс».