БАМ расширят светофорами

БАМ расширят светофорами Комерсантъ: ОАО РЖД может существенно удешевить третью очередь развития Восточного полигона (после 2024 года) за счет замены части капитального строительства мероприятиями по организации движения, считает профильный институт ИЭРТ. На некоторых участках такой подход позволит сократить затраты более чем в 15 раз. Однако эксперты полагают, что схему реально можно применить только на Транссибе, который в отличие от БАМа электрифицирован.

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Вагонный пересчет

13.02.2012

Предложенные Минтрансом меры - введение для операторов минимального порога в 1000 вагонов, обязательная передача частных вагонов в аренду РЖД по первому требованию, штрафы за длительный простой порожняка на путях - призваны не допустить дефицита вагонов, наблюдавшегося прошлой осенью. По мнению Минэкономразвития, они могут привести лишь к удорожанию перевозок.
Заключения об оценке регулирующего воздействия проектов нескольких приказов транспортного ведомства опубликованы на сайте Минэкономразвития в пятницу. Авторы заключений отмечают, что инициатива Минтранса о вагонном цензе не подкреплена оценкой возможных негативных последствий в виде снижения "нормы доходности операторов", а также "в части потенциального роста цен на предоставляемые услуги". Сама норма в 1000 вагонов не выглядит обоснованной. Минтранс, например, не проанализировал, сколько компаний сейчас не соответствует этой планке и к чему приведет их уход с рынка. Кроме того, вводить количественный ценз подвижного состава планируется, не определив четким образом само понятие. Согласно действующему закону "О железнодорожном транспорте" сейчас к подвижному составу помимо грузовых вагонов относят и локомотивы, и пассажирские вагоны. По словам директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна смысл в ограничении числа вагонов есть, однако ценз именно в 1000 вагонов может стать заградительным барьером для некоторых участников рынка, владеющих спецвагонами для перевозок зерна или автомобилей - таким компаниям много вагонов просто не нужно.
Еще одно предложение Минтранса - обязать операторов представлять вагоны в аренду по требованию РЖД. Таким образом предполагается избежать искусственного дефицита вагонов, когда операторы держат их незагруженными в ожидании выгодных заказов. Но в Минэкономразвития напоминают, что перевозчики и так уже имеют право арендовать вагоны у принадлежащей РЖД Второй грузовой компании - этого достаточно. Частным операторам указывать не нужно.
Главный вывод проведенной экспертизы - инициативы Минтранса противоречат самой концепции реформы рынка железнодорожных перевозок. Она обозначена в программе структурной реформы и стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, предполагающей создание конкурентной среды на рынке. Вагонный парк специально выводился из собственности ОАО "РЖД" и распределялся между локальными перевозчиками. Предлагаемые Минтрансом меры направлены на укрупнение операторов. Минэкономразвития приходит к выводу, что "в отсутствие возможности законодательно запретить владение вагонами малым субъектам предпринимательской деятельности разработчик пытается де-факто сделать такое владение невозможным".
Помимо Минтранса идею ввести "вагонный" ценз поддерживают крупные игроки на рынке. Представители таких компаний-операторов, в частности FESCO, Globaltrans, ранее высказывались за то, чтобы повысить порог до 5 тыс. единиц подвижного состава. Сегодня на рынке работают 1800 операторов, но компаний, располагающих парком более 5 тыс. вагонов, - всего 30. Компаниям, не подпадающим под количественные ограничения, предлагается извлекать прибыль иным способом, например сдавать вагоны в аренду. Ранее глава компании "Нефтьтранс сервис" Вячеслав Аминов заявлял, что существующего количества вагонов в стране достаточно. Проблема в том, что операторы берутся за объемы, которые заведомо не могут перевезти, поэтому в процессе меняют свои заявки. В результате слишком много вагонов везут порожняком. Возникает искусственный дефицит вагонов. По словам Аминова, это приводит к завышению конечной цены перевозок на 15-20%.
С простоями порожняка на путях Минтранс предлагает бороться еще и при помощи штрафов. Но их возможные размеры, отмечает Минэкономразвития, не представлены, нет оценки последствий введения штрафов для тарифов. При этом остается открытым вопрос, что делать с бесхозными или старыми вагонами, не пригодными к использованию, часть из которых просто нетранспортабельна. Вводя штрафы за превышение времени стоянки на путях, Минтранс не описывает способ уведомления о прибытии порожних вагонов. В Минэкономразвития отмечают, что на практике электронное письмо в свободной форме "не может рассматриваться как гарантия фактического прибытия порожних вагонов на станцию назначения". Если нельзя точно установить факт нарушения, то и штрафы брать нет смысла.


Газета "Московские новости", 13 февраля 2012 г.


Возврат к списку