Опыт по организации отправки контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока уникален

Опыт по организации отправки контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока уникален РЖД-Партнер: За короткое время РЖД совместно с операторами подвижного состава и стивидорами организован регулярный вывоз контейнерных грузов в полувагонах из портов Дальнего Востока. На начало декабря по данной технологии со станций ДВЖД стабильно отправляется по четыре контейнерных поезда в сутки, в ближайшее время их число планируется довести до пяти. О том, как этот процесс проходит отладку, РЖД-Партнеру рассказал исполнительный директор СРО Союз операторов железнодорожного транспорта Игорь Санковский.

С учетом допиндексации тарифа с 1 июня рост тарифов к декабрю 2021 года составит около 30%

С учетом допиндексации тарифа с 1 июня рост тарифов к декабрю 2021 года составит около 30% РЖД-Партнер: После двукратной индексации тарифов в 2022 году стало известно о повышении тарифов на грузоперевозки еще на 8% с 2023-го. По словам участников перевозочного процесса, эта финансовая нагрузка добавляет еще больше тревоги рынку. При этом, по прогнозам Минтранса, погрузка будет снижаться в следующем году. Вопросы о том, как работать в предстоящих тарифных условиях, РЖД-Партнер задал руководителю рабочей группы по вопросам тарифного регулирования и ценообразования СОЖТ Юлии Лощаковой.

Работа над ошибками

08.02.2012

Правительство решило не повторять прошлогодних ошибок: в предвыборный период цены на бензин должны быть стабильными не только в рознице, но и в опте
Чего Белый дом ждет от нефтяников
До конца марта нефтяные компании будут держать розничные цены на моторное топливо, у Минэнерго "есть принципиальная договоренность" об этом, говорил в январе министр энергетики Сергей Шматко. Но оказалось, что обсуждается возможность сдерживания и оптовых цен. Минэнерго, ФАС и Минэкономразвития должны проработать вопрос "о включении в договоры поставок нефтепродуктов" между нефтяными холдингами и независимыми операторами "предельного уровня надбавки к оптовой цене топлива" на НПЗ. Такое поручение дал министерствам вице-премьер Игорь Сечин (список поручений составлен 23 января, копия есть у "Ведомостей").
Срок исполнения - конец февраля, говорят сотрудники двух министерств. Формулировка поручения не очень понятна, отмечают они, но главная цель (которая обсуждалась на совещаниях у Сечина) - не допустить повторения прошлогодней ситуации на рынке. В феврале 2011 г. премьер Владимир Путин публично потребовал от нефтяников переписать ценники на АЗС: "Конечный потребитель должен почувствовать снижение цен на топливо на своем кармане, и чтобы это было видно на заправках". Нефтяные холдинги так и сделали. Но оптовые цены на моторное топливо снизились не так значительно. И в апреле несколько регионов России столкнулось с дефицитом: независимые АЗС либо не снижали цены, либо придерживали бензин, в итоге заправки вертикально интегрированных компаний не справлялись с очередями.
На самом деле непонятно, о какой "надбавке" говорится в поручении, рассуждает сотрудник одного из независимых операторов. Ведь "независимые" чаще всего покупают нефтепродукты прямо на НПЗ, по отпускным ценам заводов. То есть нужно решать вопрос именно с отпускными ценами, добавляет собеседник: либо их нужно снизить, либо отпустить цены в рознице, что сейчас вряд ли возможно. Может, речь идет о надбавке самих операторов АЗС, но тогда поручение совсем непонятно, рассуждает он.
У независимых операторов уже есть проблемы. В ряде регионов (например, в Кемерове, Новосибирской области, на Сахалине и Алтае) нефтяные холдинги держат на своих АЗС цены, не обеспечивающие необходимую рентабельность, отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. И делается это "в угоду сиюминутным политическим играм, в том числе предвыборным", добавляет он. Но если холдинги могут компенсировать потери за счет других сегментов бизнеса, то независимые операторы - нет.
Представители крупнейших нефтяных холдингов комментировать поручение не стали. "Наша компания всегда исходит из принципа справедливого ценообразования с минимальной надбавкой", - лишь отметил представитель "Роснефти".
Придется ли нефтяникам снижать оптовые цены, пока не ясно. Но если придется (дабы вернуть розничному звену традиционные 15% рентабельности), то потери всех холдингов могут составить порядка $900 млн за три месяца, подсчитал аналитик Номос-банка Денис Борисов. А если добавить еще два наказа правительства - заморозку розничных цен и скидки аграриям (см. врез), то общие потери могут достичь $2,6 млрд, добавляет эксперт.
Впрочем, обсуждаются и компенсации. Так, Сечин поручил "проработать механизм" снижения экспортной пошлины на летнее дизтопливо и мазут. Еще один наказ - проанализировать "обоснованность" затрат на перевозку нефтяных грузов по железной дороге, "имея в виду необходимость их снижения". Провести этот анализ должны Минтранс, ФСТ и ФАС (совместно с РЖД).
Железнодорожные тарифы - серьезная статья расходов, отмечает представитель "Роснефти", и, если они снизятся, "будут соответственно снижены" и цены на нефтепродукты, а все меры правительства будут способствовать стабилизации на рынке.
Но с тарифами может получиться так же, как с пошлинами: компенсация нефтяникам будет фактически идти из бюджета, отмечает сотрудник одного из ведомств: у РЖД нет ресурса, чтобы самой компенсировать скидки, и, если они будут, придется выделять из бюджета деньги для железнодорожной монополии.
Пока официальных позиций министерств и ведомств нет. Работа над поручением ведется, объясняют представители Минэкономразвития, ФАС, ФСТ и РЖД. Их коллеги из Минэнерго от комментариев отказались, в Минтрансе запрос "Ведомостей" оставили без ответа.
Скидки аграриям
В конце января Путин заявил, что в весеннюю посевную скидка на топливо для сельхозпроизводителей составит 30% от декабрьского уровня оптовых цен. А предполагаемые поставки будут на 10% больше прошлогодних. По оценкам Борисова, нефтяникам это будет стоить около $700 млн.


Газета "Ведомости", 8 февраля 2012 г.


Возврат к списку