Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

До 2030 года нужно обеспечить закупку 395 тыс. новых грузовых вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Обновление парка грузовых вагонов до 2030 года должно быть обеспечено в объеме 395 тыс. единиц, сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов. По его словам, в компании провели анализ суммарного выбытия вагонного парка в перспективе до 2030 года.

До 2025 года по истечению срока службы будет списано 241 тыс. вагонов. А в период с 2025 по 2030 год выбудет еще 153,6 тыс. вагонов. М. Сапетов отметил, что для обеспечения бесперебойной перевозки грузов до 2030 года необходимо обеспечить закупку грузовых вагонов в объеме 395 тыс. единиц.

Для ОАО РЖД придумывают новый тариф

КОММЕРСАНТ: Владельцы вагонов опасаются роста своих расходов

Как выяснил " Ъ", комитет Госдумы по транспорту одобрил поправки к уставу железнодорожного транспорта, которые, как считают на рынке, могут создать дополнительный источник доходов для ОАО РЖД. Речь идет о том, что операторы должны будут отдельно оплачивать отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Операторы опасаются, что ОАО РЖД, которое само принимает решение об отцепке и решает, кто виноват, будет перекладывать все расходы на владельцев вагонов.

До конца года планируется списать почти 8 тыс. вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Еще 8 тыс. грузовых вагонов планируется списать до конца года, об этом в рамках конференции, организованной газетой "Гудок", сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов.

Он напомнил, что по состоянию на 1 августа 2017 года общий парк составляет около 1,07 млн вагонов. "За 8 месяцев текущего года у вагоностроительных предприятий было приобретено и зарегистрировано 34,9 тыс. вагонов. За этот же период по сроку службы выбыло 35,7 тыс. вагонов. До конца года, согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД", выбытию подлежат еще почти 8 тыс. вагонов", – пояснил он. Закупка нового подвижного состава, по его словам, также запланирована на уровне порядка 8 тыс. единиц, это позволит сохранить баланс.

Нет показаний

14.02.2012

Министерство экономического развития (Минэкономразвития) РФ не получило четких обоснований инициативы по введению в РФ ценза в отношении владельцев подвижного состава по числу вагонов в их парке.
"Остается неясным, по каким причинам разработчиком установлена необходимость наличия именно 1 тыс. единиц подвижного состава в парке оператора. Анализ зависимости между требованием и количеством компаний, которые не будут соответствовать предлагаемым требованиям, не приведен", – говорится в заключении ведомства о воздействии на рынок соответствующего проекта правительственного постановления (текст документа размещен в пятницу на сайте Минэкономразвития).
Ведомство отмечает, что даже незначительное изменение минимального числа вагонов в парке компаний способно значительно сократить число компаний, что позволит сохранить высокий уровень конкуренции. В то же время, возможно и обратное – при значительном увеличении минимальных требований количество участников на рынке может сократиться незначительно, при этом характеристики каждого из таких участников (например, объем выручки, число вагонов в парке) будут отличаться от тех, которые будут достигнуты с принятием предлагаемого регулирования.
Вместе с тем Минэкономразвития указывает, что разработчики проекта не представили данные о количестве компаний, которые будут подвержены регулированию. Ведомство анализировало предложение лишь на основе экспертных данных. Термин "подвижной состав" в отношении понятия "оператор" Минэкономразвития представляется избыточно широким для использования (под это определение, помимо грузовых вагонов, подпадают пассажирские, а также локомотивы, электрички, дизель-поезда и контейнеры). Терминологическое несоответствие должно быть устранено, отмечает ведомство.
Не ясен и смысл деления функций "владельца подвижного состава" и "оператора". В этой связи Минэкономразвития допускает, что предлагаемое регулирование не приведет к значимым изменениям на практике. "Неясно, зачем предпринимателям, предоставляющим вагоны грузоотправителям, а не ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), получать статус "оператора", принимая риски недополучить прибыль при (сдаче монополии) вагонов по низким ставкам, в то время как "владельцы подвижного состава" могут продолжить предоставлять вагоны грузоотправителям по договорам аренды", – говорится в документе. Также создается риск ограничения доходов от предоставления вагонов третьим лицам, когда у оператора менее 1 тыс. вагонов.
Помимо количественного ценза, документ предполагает введение в РФ обязанности оператора представлять выгоны по требованию РЖД в отдельных случаях (сейчас владельцы подвижного состава сами решают, кому и по какой цене предоставить вагоны – перевозчику или грузоотправителю). В этой связи ведомство обращает внимание, что одновременно с количественным цензом, призванным укрупнить игроков рынка, это может снизить привлекательность инвестиций в вагонный бизнес. Тогда как логика реформы железнодорожной отрасли состоит в обратном – привлечь капитал для обновления парка в РФ путем разделения функций монополиста на ряд составляющих.
РЖД уже имеют возможность привлекать в аренду до 31 декабря 2012 г. полувагоны своей "дочки" ОАО "Вторая грузовая компания", напоминает Минэкономразвития. "Таким образом, необходимость привлечения перевозчиком дополнительного парка вагонов, а также основание установления для операторов соответствующей нижней планки в 1 тыс. единиц подлежат обоснованию со стороны разработчика", – говорится в заключении.
Условие, по которому договоры оператора с РЖД должны заключаться на тех же условиях, что и ранее заключенные их контракты с другими операторами, ведомство также считает не конкретизированным. "Такие договоры являются сложно унифицируемыми, и договор, аналогичный по цене и по сроку предоставления вагонов для перевозки, может отличаться, например, по станции назначения. То есть размер платы за подвижной состав может значительно отличаться", – говорится в заключении. В представленной формулировке проект создает риски злоупотребления со стороны РЖД.
Кроме того, у ведомства есть ряд технических замечаний к проекту. В частности, он не детализирует требований к оператору по наличию у него сотрудников с высшим и средним специальным образованием и стажем работы в железнодорожной отрасли более 3 лет за последние 10 лет. Авторы не указывают конкретное число требующихся работников и вида работ, для которых они нужны с повышенным уровнем компетенции.
Документ предусматривает контроль работы операторов саморегулируемыми организациями (СРО). Однако он не позволяет "однозначно понять", рассматривается ли членство в СРО как добровольное или обязательное (в последнем случае потребуется дополнительное обоснование и конкретизация предложения).
Предлагаемые меры ограничат права железнодорожных операторов и расширят возможности РЖД. "Однако ни в положении, ни в пояснительной записке не представлено конечных целей регулирования, а также проблем отрасли, на решение которых оно направлено", – отмечает Минэкономразвития. Разработчик документа также не представил оценку возможных негативных последствий по снижению нормы прибыли железнодорожных операторов и потенциального роста цен на их услуги.
Таким образом, документ вводит избыточные административные ограничения и обязанности для предпринимателей, которые способствуют необоснованным расходам, причем как для самих бизнесменов, так и для бюджетов РФ, резюмировало Минэкономразвития.
Анализ проекта ведомство проводило с участием железнодорожных операторов, Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций "Опора России" и "Деловая Россия", Российского союза промышленников и предпринимателей, Консультативного совета по иностранным инвестициям, Российско-Германской внешнеторговой палаты, региональных властей.


ИА "Интерфакс", 14 февраля 2012 г.


Возврат к списку