Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

Нет показаний

14.02.2012

Министерство экономического развития (Минэкономразвития) РФ не получило четких обоснований инициативы по введению в РФ ценза в отношении владельцев подвижного состава по числу вагонов в их парке.
"Остается неясным, по каким причинам разработчиком установлена необходимость наличия именно 1 тыс. единиц подвижного состава в парке оператора. Анализ зависимости между требованием и количеством компаний, которые не будут соответствовать предлагаемым требованиям, не приведен", – говорится в заключении ведомства о воздействии на рынок соответствующего проекта правительственного постановления (текст документа размещен в пятницу на сайте Минэкономразвития).
Ведомство отмечает, что даже незначительное изменение минимального числа вагонов в парке компаний способно значительно сократить число компаний, что позволит сохранить высокий уровень конкуренции. В то же время, возможно и обратное – при значительном увеличении минимальных требований количество участников на рынке может сократиться незначительно, при этом характеристики каждого из таких участников (например, объем выручки, число вагонов в парке) будут отличаться от тех, которые будут достигнуты с принятием предлагаемого регулирования.
Вместе с тем Минэкономразвития указывает, что разработчики проекта не представили данные о количестве компаний, которые будут подвержены регулированию. Ведомство анализировало предложение лишь на основе экспертных данных. Термин "подвижной состав" в отношении понятия "оператор" Минэкономразвития представляется избыточно широким для использования (под это определение, помимо грузовых вагонов, подпадают пассажирские, а также локомотивы, электрички, дизель-поезда и контейнеры). Терминологическое несоответствие должно быть устранено, отмечает ведомство.
Не ясен и смысл деления функций "владельца подвижного состава" и "оператора". В этой связи Минэкономразвития допускает, что предлагаемое регулирование не приведет к значимым изменениям на практике. "Неясно, зачем предпринимателям, предоставляющим вагоны грузоотправителям, а не ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), получать статус "оператора", принимая риски недополучить прибыль при (сдаче монополии) вагонов по низким ставкам, в то время как "владельцы подвижного состава" могут продолжить предоставлять вагоны грузоотправителям по договорам аренды", – говорится в документе. Также создается риск ограничения доходов от предоставления вагонов третьим лицам, когда у оператора менее 1 тыс. вагонов.
Помимо количественного ценза, документ предполагает введение в РФ обязанности оператора представлять выгоны по требованию РЖД в отдельных случаях (сейчас владельцы подвижного состава сами решают, кому и по какой цене предоставить вагоны – перевозчику или грузоотправителю). В этой связи ведомство обращает внимание, что одновременно с количественным цензом, призванным укрупнить игроков рынка, это может снизить привлекательность инвестиций в вагонный бизнес. Тогда как логика реформы железнодорожной отрасли состоит в обратном – привлечь капитал для обновления парка в РФ путем разделения функций монополиста на ряд составляющих.
РЖД уже имеют возможность привлекать в аренду до 31 декабря 2012 г. полувагоны своей "дочки" ОАО "Вторая грузовая компания", напоминает Минэкономразвития. "Таким образом, необходимость привлечения перевозчиком дополнительного парка вагонов, а также основание установления для операторов соответствующей нижней планки в 1 тыс. единиц подлежат обоснованию со стороны разработчика", – говорится в заключении.
Условие, по которому договоры оператора с РЖД должны заключаться на тех же условиях, что и ранее заключенные их контракты с другими операторами, ведомство также считает не конкретизированным. "Такие договоры являются сложно унифицируемыми, и договор, аналогичный по цене и по сроку предоставления вагонов для перевозки, может отличаться, например, по станции назначения. То есть размер платы за подвижной состав может значительно отличаться", – говорится в заключении. В представленной формулировке проект создает риски злоупотребления со стороны РЖД.
Кроме того, у ведомства есть ряд технических замечаний к проекту. В частности, он не детализирует требований к оператору по наличию у него сотрудников с высшим и средним специальным образованием и стажем работы в железнодорожной отрасли более 3 лет за последние 10 лет. Авторы не указывают конкретное число требующихся работников и вида работ, для которых они нужны с повышенным уровнем компетенции.
Документ предусматривает контроль работы операторов саморегулируемыми организациями (СРО). Однако он не позволяет "однозначно понять", рассматривается ли членство в СРО как добровольное или обязательное (в последнем случае потребуется дополнительное обоснование и конкретизация предложения).
Предлагаемые меры ограничат права железнодорожных операторов и расширят возможности РЖД. "Однако ни в положении, ни в пояснительной записке не представлено конечных целей регулирования, а также проблем отрасли, на решение которых оно направлено", – отмечает Минэкономразвития. Разработчик документа также не представил оценку возможных негативных последствий по снижению нормы прибыли железнодорожных операторов и потенциального роста цен на их услуги.
Таким образом, документ вводит избыточные административные ограничения и обязанности для предпринимателей, которые способствуют необоснованным расходам, причем как для самих бизнесменов, так и для бюджетов РФ, резюмировало Минэкономразвития.
Анализ проекта ведомство проводило с участием железнодорожных операторов, Торгово-промышленной палаты РФ, ассоциаций "Опора России" и "Деловая Россия", Российского союза промышленников и предпринимателей, Консультативного совета по иностранным инвестициям, Российско-Германской внешнеторговой палаты, региональных властей.


ИА "Интерфакс", 14 февраля 2012 г.


Возврат к списку