Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Штрафы для «РЖД» за задержку грузов могут быть снижены

ФИНМАРКЕТ: Правительство РФ поддержало законопроект, который предполагает снижение ежедневных пени за просрочку доставки грузов железнодорожным транспортом с 9% до 6% от стоимости перевозки, а также предложило установить максимальную сумму штрафа на уровне 50% от цены доставки (сейчас - 100%), пишут "Ведомости" со ссылкой на отзыв кабинета министров. Документ, одобренный на комиссии по законопроектной деятельности, датирован 18 февраля. Снизить сумму штрафов предложили несколько депутатов Государственной думы РФ, напоминает газета. В январе законопроект, который вносит изменения в Устав ж/д транспорта РФ был одобрен думским комитетом по транспорту и строительству.

Ставки растут за объёмом

Дмитрий Нарежный, главный эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):  "С 2015 по 2018 год объём перевозок гружёных контейнеров по железным дорогам РФ вырос на 56% – более чем на 1 млн ДФЭ. Отмечающийся рост железнодорожных перевозок контейнеров вызвал рост спроса и цен предоставления на платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Развитие контейнерных перевозок является качественным преобразованием в транспортной отрасли"

Теперь виноваты угольщики

20.02.2012

Обычно добывающие компании жаловались на железнодорожников, не спешивших с поставкой вагонов под погрузку. Но сейчас ситуация поменялась кардинально.
24 января 2012 года на совещании по развитию угольной промышленности, которое в Кемерово провел премьер-министр России Владимир Путин, угольные компании сообщили, что с 2011 года не могут вывезти из Кузбасса 14 млн тонн угля. РЖД решила подстраховаться и на февраль 2012 года установила повышенный план погрузки — в среднем в сутки для сокращения остатков на складах подавалось более 8 тыс. вагонов. Однако уже 10 февраля пресс-служба Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД, филиал ОАО РЖД, в структуру которого входят в том числе дороги в Кемеровской области) «выразила обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией». «Железнодорожниками приняты все необходимые меры для обеспечения вывоза угля. При этом за прошедшие восемь суток февраля 2012 года угледобывающими предприятиями Кузбасса недогружено потребителям 468 тыс. тонн угольной продукции», — посетовали в ЗСЖД.
В числе причин сложившейся ситуации ЗСЖД назвала несоответствие качества имеющегося угля требованиям контрактов, неудовлетворительную работу операторов с подвижным составом и недостатки в оперативном планировании погрузки. «Действенные меры со стороны угольных компаний не приняты. Учитывая безусловную важность обеспечения стабильного теплоснабжения, особенно в течение отопительного периода, ЗСЖД призывает угольные компании оперативно принять исчерпывающие меры по обеспечению отгрузки угля согласно утвержденным заявкам и восполнению допущенного отставания в ближайшее время», — заявлялось в пресс-релизе.
На прошлой неделе в администрации Кузбасса прошло заседание регионального Транспортного координационного совета, провел которое первый вице-губернатор Валентин Мазикин. Главной темой встречи, естественно, стало обсуждение проблем с графиком отгрузки угля в текущем месяце. По словам Мазикина, с ноября прошлого года по январь нынешнего отгрузка шла без перебоев. Однако в феврале ряд угольных компаний перестал выполнять свои обязательства по своевременной отгрузке. Недогруз от заявленных грузоотправителями объемов угля составил 13,1 тыс. вагонов (или 900 тыс. тонн угля), а среднесуточная погрузка не превышала 7 тыс. вагонов. Из 38 углепогрузочных станций план погрузки выполняли только 10, а выше уровня прошлого года погрузка шла только на 11 станциях. Наибольшее отставание от поданных заявок допустили предприятия СУЭК (2070 вагонов), УК «Южный Кузбасс» (1649 вагонов), УК «Южкузбассуголь» (1381 вагон), ЗАО «Стройсервис» и ЗАО «Сибуглемет» (более 900 вагонов каждый). Другими словами, не спешили с вывозом крупнейшие добывающие компании региона.
Свою нерасторопность угольщики объяснили плохими погодными условиями в ряде портов Украины, Латвии и Приморского края (из-за которых там была приостановлена выгрузка вагонов для транспортировки угля морским путем), а также бракованной партией железнодорожных тележек. В итоге и. о. первого заместителя начальника ЗСЖД Виктор Голомолзин констатировал, что из-за несвоевременного предъявления груза в течение февраля снизить остатки угля на складах предприятий Кузбасса не удастся.
Впрочем, проблемы с вывозом угля из Кузбасса — лишь часть общих трудностей. По данным РЖД, на 12 февраля текущего года отставание с погрузкой было зафиксировано на более чем 20 тыс. вагонах и превысило 2,7 млн тонн грузов, в том числе по углю — 986 тыс. вагонов. Отставание погрузки по строительным грузам составило 540 тыс., железной руде — около 400 тыс., а по нефти и нефтепродуктам — 540 тыс. тонн. В РЖД заявили, что к потерям погрузки угля и строительных грузов привела недостаточная подготовка отдельных углепогрузочных предприятий и предприятий-производителей инертно-строительных материалов к работе в условии низких температур. «Несмотря на неблагоприятные погодные условия на территории РФ, железнодорожный транспорт работает в штатном режиме и готов осуществлять необходимый объем грузовых перевозок», — отметили в РЖД. Однако, к примеру, на Ванинском направлении, где сложилась самая неудовлетворительная ситуация с выгрузкой нефтяных грузов и угля, перестали выполнять взятые на себя обязательства по выгрузке поступающих грузов ЗАО «Дальтрансуголь», Ванинский морской торговый порт и ЗАО «Трансбункер-Ванино» (в адрес которых поступает основной объем грузов на данном направлении).
РЖД уже направила своих представителей в порты для оперативной организации работы, а грузовладельцам разослала телеграммы с разъяснением о необходимости обеспечить работу согласно поданным заявкам. Президент РЖД Владимир Якунин дал поручение усилить работу с грузоотправителями, чтобы в течение февраля и марта наверстать допущенные отставания. На совещании, которое провел Мазикин, для дальнейшей оптимизации работы с собственным подвижным составом было принято решение обеспечивать согласование заявок на углепогрузочных станциях не более пяти операторов с максимальным обезличиванием по всем грузоотправителям, работающим на станции. Проблемы привычно решаются в ручном режиме. Системных изменений, о которых писал журнал «Эксперт», пока не случилось. Значит, сложности с отгрузкой на железных дорогах России будут возникать и дальше.


Эксперт.ru, 20 февраля 2012 г.


Возврат к списку