Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

Пик закупок полувагонов пройден?

22.02.2012

Российские вагоностроители в 2011 году взяли очередной рекорд, выпустив 62,8 тыс. грузовых вагонов, это на 24,4% больше, чем в 2010-м. По традиции наибольший спрос наблюдался в сегменте полувагонов. Какие факторы влияли на покупательскую активность и что может измениться уже в наступившем году?
Вагоностроители России и Украины выпустили в 2011 году свыше 115 тыс. грузовых вагонов (62,8 и 52,3 тыс. ед. соответственно), что на 27% выше уровня 2010-го. При этом выпуск полувагонов превысил 79,4 тыс. ед. (+45%).
Производство подстегивалось высоким спросом на новые вагоны. В прошлом году на него влияло сразу несколько факторов: отложенный спрос, сформировавшийся в 2009–2010 гг., значительный объем списания подвижного состава, выработавшего свой ресурс, а также стремление ряда компаний купить вагоны, так сказать, впрок. У грузовладельцев и их кэптивных операторов последнее было продиктовано желанием гарантировать вывоз своей продукции в условиях неравномерного распределения парка под управлением РЖД. Независимые операторы и лизинговые компании до продажи акций ПГК также старались пополнить свои парки, пребывая в некоторой неизвестности относительно будущего развития рынка. Все это в комплексе сформировало по-настоящему высокую покупательскую активность в минувшем году.
Основными покупателями полувагонов в 2011-м стали лизинговые компании ООО "Промоинвест-М", ОАО "ВТБ Лизинг", ОАО "ВЭБ-лизинг", ЗАО "Сбербанк Лизинг", которые затем отдавали вагоны в аренду операторам.
Одну из последних крупных закупок произвела Вторая грузовая компания. Она приобрела 1750 новых полувагонов производства ОАО "НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ). Поставка осуществлена в IV квартале 2011 года.
Полувагоны на первичном рынке покупала и Независимая транспортная компания. Как сообщил генеральный директор НТК Александр Печурин, было приобретено 411 вагонов нового поколения модели 12-196-01. "Это инновационная разработка УВЗ, соответствующая лучшим мировым стандартам. Вагоны данной модели отличаются увеличенным межремонтным пробегом – до 250 тыс. км, повышенной грузоподъемностью – до 75 т и нагрузкой на ось колесной пары 25 тс", – отметил он.
Что касается цен, то, по оценкам А. Печурина, в течение 2011 года они подросли, но незначительно. Исполнительный директор компании RAIL1520 Дмитрий Бовыкин добавляет, что рост был заметен в основном в начале года, а с середины лета цены стабилизировались. RAIL1520 весь свой 2,5-тысячный парк сформировала именно в 2011-м. Преимущественно он состоит из полувагонов и цистерн (все они нового производства и выпущены в 2011 г.), присутствуют также и крытые вагоны, купленные на вторичном рынке.
Итак, российские вагоностроители постепенно увеличивают предложение. Достаточно отметить, что прирост полувагонов на сети российских железных дорог составил в 2011-м порядка 60 тыс. ед. Вместе с тем новых вагоностроительных мощностей в России в прошлом году введено не было.
В течение последних двух лет производственные мощности заводов СНГ, так сказать, догоняли спрос. "Расширение мощностей по вагонному литью в конце 2010-го позволило стабилизировать ситуацию с ценами на вагоны, однако спрос все еще остается на высоком уровне, – отмечает Д. Бовыкин. – Из-за нехватки производственных мощностей заводы производят самый ходовой продукт – полувагоны и цистерны. Производство вагонов остальных типов пока на очень низком уровне, и в ближайшее время мы ожидаем увеличения спроса на специализированный подвижной состав, парк которого давно не обновлялся".
Примечательно, что, по мнению ряда экспертов, именно в 2011 году был пройден пик закупок. И уже начиная с 2012-го надо ожидать постепенного снижения спроса на новые грузовые вагоны. Так, по оценкам специалистов ВГК, объем продаж в России в нынешнем году может составить порядка 50–60 тыс. ед. против более 102 тыс. в 2011-м. Одна из причин – тенденция к снижению доли списания отслуживших свой срок вагонов (максимум пришелся на 2009–2010 гг.). Правда, ПГК хотя и завершает активный период списания, но до 2015 года планирует вывести из эксплуатации еще около 15–17 тыс. ед. Кроме того, ВГК реализует комплексную программу модернизации подвижного состава. Только в 2012-м она планирует приобрести 9 тыс. полувагонов и 2,5 тыс. крытых вагонов у различных производителей.
Вместе с тем спрос на полувагоны в 2012 году может возникнуть у администраций железных дорог стран СНГ, перевозчиков угля, а также самих угледобывающих компаний. Например, ОАО "Кузбассразрезуголь" уже приняло решение о закупке 2,5 тыс. полувагонов в собственность. А ПГК планирует в текущем году приобретение 14 тыс. полувагонов производства "Уралвагонзавода".
По мнению большинства экспертов, спрос на полувагоны сдерживается высокими ценами, зато по мере насыщения рынка произойдет оптимизация стоимости универсальных вагонов. Ожидается, что в 2014–2015 гг. уровень цен будет иметь тенденцию к снижению в связи с усилением конкуренции после выхода на проектную мощность Тихвинского вагоностроительного завода, ЗАО "Промтрактор-Вагон" и новой сборочной площадки "Уралвагонзавода" в Омске, а также ликвидацией дефицита крупного вагонного литья. Рыночная стоимость полувагона, по оценкам аналитиков, сократится до уровня 2,05–2,1 млн руб. (в настоящее время – 2,3 млн). Таким образом, не исключено, что с 2014 года рынок вагоностроения России и СНГ станет профицитным, что, в свою очередь, будет стимулировать вагоностроителей к снижению цен, диверсификации производств и поиску новых форм поддержки спроса.


РЖД-Партнер.ru, 22 февраля 2012 г.


Возврат к списку