УВЗ соберет конкурентов в тележку

КОММЕРСАНТ: после перехода в собственность «Ростеха» Уралвагонзавод (УВЗ) радикально пересмотрел правила работы с другими российскими вагоностроителями, что может серьезно сказаться на их работе. УВЗ, получавший крупные госгарантии и субсидии, активно распространявший свои технологии в отрасли и до недавних пор очень лояльный к партнерам, теперь тотально отзывает и перезаключает на более жестких условиях лицензии на свою инновационную тележку. Она дает право на большую скидку на порожний пробег и субсидии. Параллельно завод начал пересмотр лицензий на самую массовую тележку, на которой сейчас базируется 85% всего парка вагонов.

Путин поручил проработать возможность долгосрочных тарифов на грузовые ж/д перевозки

ТАСС: Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ представить предложения по установлению долгосрочных тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Как сообщает сайт Кремля, такое поручение глава государства дал по итогам заседания президиума госсовета, состоявшегося 6 сентября.

Операторам показали ценовой ориентир

ГУДОК: Стоимость аренды вагонов будет учтена торговыми площадками

Электронная торговая площадка Rail Commerce на этой неделе запустит индекс стоимости полувагона, который по замыслу руководства ресурса должен помочь грузоотправителям и операторам ориентироваться в цене аренды подвижного состава. Как пояснил «Гудку» член Совета директоров Rail Commerce Сергей Горский, индекс стоимости полувагона будет рассчитываться на основе конкретных сделок по покупке услуг, совершённых на площадке.

Как изменились цены на услуги операторов?

Как изменились цены на услуги операторов с начала 2012 года по сравнению с последним кварталом 2011-го?

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":
- Среднее снижение тарифов для карьеров, расположенных на территории Республики Карелии, составило более 10%. (Правда, с февраля операторы уже объявили о повышении ставок.) Это было такое традиционное сезонное снижение цен, связанное с уменьшением активности грузовладельцев в начале года. Не первый год именно январь и февраль становятся наиболее благоприятными месяцами для перевозки грузов первого класса, так что пока невозможно с определенностью сказать, является ли зафиксированное снижение цен обычным явлением либо свидетельствует о каких-то изменениях, происходящих на рынке. В целом поведение грузовладельцев говорит об их скептическом настрое, поскольку многие предприятия не прекращали работу во время январских праздников, стремясь воспользоваться возможностью отгрузить продукцию по относительно приемлемым ставкам. Отмечу, что увеличение объема перевозок не совпадает с реальной динамикой спроса на нерудные материалы, оживление которого начинается лишь с марта-апреля, то есть поставщики сознательно идут на некоторое снижение эффективности своей деятельности на фоне реальных рисков ухудшения ситуации в сфере транспортировки в ближайшей перспективе.

Михаил Щербинин, начальник транспортного управления ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат":
- В январе тарифы несколько стабилизировались, рост произошел в основном за счет инфраструктурной составляющей. Следует отметить, что определенное увеличение стоимости перевозок для нужд нашего предприятия в прошлом году продуцировали известные события на Кузбассе, введение ограничений на допуск операторских компаний привело к снижению конкуренции на этом полигоне и, как следствие, повышению расценок.

В феврале на основании анализа предложений, поступивших от операторов, можно предположить рост тарифов на 10-12%. При этом пока сложно определить влияние на динамику цен со стороны парка, находящегося под управлением ОАО "РЖД". Откровенно сказать, мы ожидаем, что тарифы на предоставление привлеченных вагонов будут играть стабилизирующую роль и ценовая гонка прошлого года не повторится.

Александр Ефименко, директор ООО "Производственно-коммерческая фирма "Импульс":
- Тарифы повысились. Но пока еще только начало года, и поэтому мне легче сравнить 2010-й с 2011-м. В прошлом году увеличение было ровно в два раза, что нас, конечно, не устраивает. То есть вместо 100 тыс. рублей нам сегодня приходится платить 180-200 тыс. У нашей компании есть договоры с Первой и Второй грузовыми компаниями, хотя они не полностью закрывают наши потребности. И тарифы у этих компаний практически одинаковые. В этом году мы планируем продолжать работать с ПГК, поскольку, даже несмотря на приличное повышение ставок, мы довольны качеством их работы.

Андрей Олейников, директор ООО "Инновация":
- Тарифы непрерывно растут. За три года они повысились на 30%. Индексация происходит два раза в год -

1 января и в начале лета, каждый раз по 10%. Таким образом, ежегодно цены взлетают на 20%. В связи с тем, что заключить договор с ОАО "ПГК" очень сложно в силу ряда причин (например, в компании обычно заявляют, что у них нет вагонов), мы пользуемся услугами ОАО "ДВТГ" и челябинских компаний. У них не так много вагонов, но это уже хотя бы что-то. Что касается перевозочного процесса в целом, то сегодня стало очень неудобно работать. Раньше было гораздо проще: заявку подавали в ОАО "РЖД" - и после ее согласования получали вагоны. Теперь подвижной состав приходится буквально выпрашивать.

Алексей Баранов, генеральный директор ООО "Реил-Легеон":
- На данный момент по нашей номенклатуре - грузам третьего класса - тарифы падают. Есть также сезонное снижение объема перевозок, особенно по сравнению с декабрем прошлого года. Сейчас, думаю, все участники рынка ждут выборов. У нас в стране всегда бывает так, что именно после выборов начинается активная деятельность. То есть к середине марта объем перевозок должен вернуться на прежний уровень.

Особых проблем в организации перевозочного процесса мы не наблюдаем, изменения положений договоров на поставку подвижного состава у нас не произошло. Таким образом, существенной динамики нет, но хочу отметить, что начали увеличиваться сроки доставки. Последние полгода, после того как парк ОАО "ВГК" вывели из инвентарного, наметилось увеличение просроченных перевозок - как порожних вагонов, так и груженых.

Алексей Скрябин, коммерческий директор ООО "АлтайЭкспортИмпорт":

- Мы работаем на рынке лесных грузов. Наши основные маршруты - это перевозки в Среднюю Азию. На этом направлении по сравнению с прошлым годом произошло значительное снижение ставок. Наша компания работает с привлеченным подвижным составом, в основном это арендованные вагоны. Изменений при подаче подвижного состава в этом году не произошло. Мы слышали о том, что ОАО "ПГК" недавно подняло свои тарифы. Отмечу, что мы, конечно, стараемся следовать за рынком, но в связи с этим поднимать ставки не планируем.

Алексей Алексеев, директор по логистике подразделения "Лесной сектор России" компании "Стора Энсо":
- Тарифы на перевозки нашей продукции повысились примерно на 20%, однако это, скорее, локальные изменения в конкретном узком сегменте.

В конце прошлого года один из ведущих операторов нашего региона купил активы своего конкурента и, видимо, таким образом решил воспользоваться усилением позиций на рынке предоставления платформ для перевозки леса. В целом же каких-то резких изменений я не ощущаю. Несмотря на некоторое улучшение эксплуатационных показателей и снижение остроты дефицита вагонов, на сети продолжает ощущаться напряжение, связанное с ограниченной пропускной способностью на ряде участков. А общий тренд выражен небольшим, но устойчивым повышением расценок операторов.


Алексей Лабырин, директор департамента логистики ОАО "Национальная нерудная компания":

- Пока тарифы незначительно снизились, но исходя из анализа складывающейся ситуации можно предположить, что это кратковременное улучшение. По мере роста спроса на вагоны станет увеличиваться и конкуренция между грузоотправителями, что будет разогревать рынок. Кроме того, вагоны ОАО "ПГК", работавшие ранее по агентским соглашениям, теперь предлагаются по более высоким ценам, и думаю, что даже если парк АГ будет предоставляться по низким тарифам, его объема будет недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности всех желающих. Соответственно, мы рискуем столкнуться с повторением ситуации прошлого года, когда подавались завышенные заявки на инвентарный парк с одновременным размещением оферты у частных операторов. Риск того, что управление движением снова окажется разбалансированным, очень велик, а к чему приводит технологический дефицит подвижного состава при номинальном его профиците - объяснять не приходится.

Журнал "РЖД-Партнер", 24 февраля 2012 г.


Возврат к списку