Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Как изменились цены на услуги операторов?

Как изменились цены на услуги операторов с начала 2012 года по сравнению с последним кварталом 2011-го?

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":
- Среднее снижение тарифов для карьеров, расположенных на территории Республики Карелии, составило более 10%. (Правда, с февраля операторы уже объявили о повышении ставок.) Это было такое традиционное сезонное снижение цен, связанное с уменьшением активности грузовладельцев в начале года. Не первый год именно январь и февраль становятся наиболее благоприятными месяцами для перевозки грузов первого класса, так что пока невозможно с определенностью сказать, является ли зафиксированное снижение цен обычным явлением либо свидетельствует о каких-то изменениях, происходящих на рынке. В целом поведение грузовладельцев говорит об их скептическом настрое, поскольку многие предприятия не прекращали работу во время январских праздников, стремясь воспользоваться возможностью отгрузить продукцию по относительно приемлемым ставкам. Отмечу, что увеличение объема перевозок не совпадает с реальной динамикой спроса на нерудные материалы, оживление которого начинается лишь с марта-апреля, то есть поставщики сознательно идут на некоторое снижение эффективности своей деятельности на фоне реальных рисков ухудшения ситуации в сфере транспортировки в ближайшей перспективе.

Михаил Щербинин, начальник транспортного управления ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат":
- В январе тарифы несколько стабилизировались, рост произошел в основном за счет инфраструктурной составляющей. Следует отметить, что определенное увеличение стоимости перевозок для нужд нашего предприятия в прошлом году продуцировали известные события на Кузбассе, введение ограничений на допуск операторских компаний привело к снижению конкуренции на этом полигоне и, как следствие, повышению расценок.

В феврале на основании анализа предложений, поступивших от операторов, можно предположить рост тарифов на 10-12%. При этом пока сложно определить влияние на динамику цен со стороны парка, находящегося под управлением ОАО "РЖД". Откровенно сказать, мы ожидаем, что тарифы на предоставление привлеченных вагонов будут играть стабилизирующую роль и ценовая гонка прошлого года не повторится.

Александр Ефименко, директор ООО "Производственно-коммерческая фирма "Импульс":
- Тарифы повысились. Но пока еще только начало года, и поэтому мне легче сравнить 2010-й с 2011-м. В прошлом году увеличение было ровно в два раза, что нас, конечно, не устраивает. То есть вместо 100 тыс. рублей нам сегодня приходится платить 180-200 тыс. У нашей компании есть договоры с Первой и Второй грузовыми компаниями, хотя они не полностью закрывают наши потребности. И тарифы у этих компаний практически одинаковые. В этом году мы планируем продолжать работать с ПГК, поскольку, даже несмотря на приличное повышение ставок, мы довольны качеством их работы.

Андрей Олейников, директор ООО "Инновация":
- Тарифы непрерывно растут. За три года они повысились на 30%. Индексация происходит два раза в год -

1 января и в начале лета, каждый раз по 10%. Таким образом, ежегодно цены взлетают на 20%. В связи с тем, что заключить договор с ОАО "ПГК" очень сложно в силу ряда причин (например, в компании обычно заявляют, что у них нет вагонов), мы пользуемся услугами ОАО "ДВТГ" и челябинских компаний. У них не так много вагонов, но это уже хотя бы что-то. Что касается перевозочного процесса в целом, то сегодня стало очень неудобно работать. Раньше было гораздо проще: заявку подавали в ОАО "РЖД" - и после ее согласования получали вагоны. Теперь подвижной состав приходится буквально выпрашивать.

Алексей Баранов, генеральный директор ООО "Реил-Легеон":
- На данный момент по нашей номенклатуре - грузам третьего класса - тарифы падают. Есть также сезонное снижение объема перевозок, особенно по сравнению с декабрем прошлого года. Сейчас, думаю, все участники рынка ждут выборов. У нас в стране всегда бывает так, что именно после выборов начинается активная деятельность. То есть к середине марта объем перевозок должен вернуться на прежний уровень.

Особых проблем в организации перевозочного процесса мы не наблюдаем, изменения положений договоров на поставку подвижного состава у нас не произошло. Таким образом, существенной динамики нет, но хочу отметить, что начали увеличиваться сроки доставки. Последние полгода, после того как парк ОАО "ВГК" вывели из инвентарного, наметилось увеличение просроченных перевозок - как порожних вагонов, так и груженых.

Алексей Скрябин, коммерческий директор ООО "АлтайЭкспортИмпорт":

- Мы работаем на рынке лесных грузов. Наши основные маршруты - это перевозки в Среднюю Азию. На этом направлении по сравнению с прошлым годом произошло значительное снижение ставок. Наша компания работает с привлеченным подвижным составом, в основном это арендованные вагоны. Изменений при подаче подвижного состава в этом году не произошло. Мы слышали о том, что ОАО "ПГК" недавно подняло свои тарифы. Отмечу, что мы, конечно, стараемся следовать за рынком, но в связи с этим поднимать ставки не планируем.

Алексей Алексеев, директор по логистике подразделения "Лесной сектор России" компании "Стора Энсо":
- Тарифы на перевозки нашей продукции повысились примерно на 20%, однако это, скорее, локальные изменения в конкретном узком сегменте.

В конце прошлого года один из ведущих операторов нашего региона купил активы своего конкурента и, видимо, таким образом решил воспользоваться усилением позиций на рынке предоставления платформ для перевозки леса. В целом же каких-то резких изменений я не ощущаю. Несмотря на некоторое улучшение эксплуатационных показателей и снижение остроты дефицита вагонов, на сети продолжает ощущаться напряжение, связанное с ограниченной пропускной способностью на ряде участков. А общий тренд выражен небольшим, но устойчивым повышением расценок операторов.


Алексей Лабырин, директор департамента логистики ОАО "Национальная нерудная компания":

- Пока тарифы незначительно снизились, но исходя из анализа складывающейся ситуации можно предположить, что это кратковременное улучшение. По мере роста спроса на вагоны станет увеличиваться и конкуренция между грузоотправителями, что будет разогревать рынок. Кроме того, вагоны ОАО "ПГК", работавшие ранее по агентским соглашениям, теперь предлагаются по более высоким ценам, и думаю, что даже если парк АГ будет предоставляться по низким тарифам, его объема будет недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности всех желающих. Соответственно, мы рискуем столкнуться с повторением ситуации прошлого года, когда подавались завышенные заявки на инвентарный парк с одновременным размещением оферты у частных операторов. Риск того, что управление движением снова окажется разбалансированным, очень велик, а к чему приводит технологический дефицит подвижного состава при номинальном его профиците - объяснять не приходится.

Журнал "РЖД-Партнер", 24 февраля 2012 г.


Возврат к списку