Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными

Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными РЖД-Партнер: Текущие условия осуществления перевозок являются беспрецедентными, пожалуй, за всю историю с момента создания ОАО «РЖД». Изменения грузопотоков происходили и раньше, но все эти процессы были поступательными и прогнозируемыми, что позволяло в том числе проводить и своевременную адаптацию тарифной системы.

ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Простой вагонов: игры закончились

15.03.2012

Приказ Минтранса РФ от 3 октября 2011 года № 258, закрепляющий за перевозчиком право регулировать прием порожних вагонов на инфраструктуру, еще не везде реализуется в полной мере. Однако первые выводы уже сделаны.
Напомним, что документ, вступивший в силу 18 января текущего года, закрепляет правила оформления перевозочных документов, согласно которым отправка порожнего вагона должна происходить только в результате согласования заявки по форме ГУ-12 на последующую перевозку в этом вагоне груза. Кроме данного документа, специалисты ЦФТО называют еще два фактора, которые в дальнейшем позволят разрешить проблемы на сети. Во-первых, это создание межрегиональных координационных советов, цель которых – обеспечение эффективного взаимодействия участников перевозочного процесса. Во-вторых, подписание премьер-министром РФ Владимиром Путиным 20 декабря 2011 года постановления № 1051 о привлечении перевозчиком подвижного состава с рынка на особых тарифных условиях.
Речь пока идет только о полувагонах. Вторая грузовая компания уже передала ЦФТО 100 тыс. вагонов, из которых сейчас в управлении центра реально находятся 95 тыс. ЦФТО такая ситуация вполне устраивает, так как ставки, которые определила ФСТ России, четкие и фиксированные. Таким образом, они прогнозируемы и прозрачны. По мнению первого заместителя генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" Сергея Колесникова, теперь любой игрок рынка может самостоятельно подсчитать экономику своего бизнеса и увидеть, что никаких дополнительных расходов он не понесет.
Сегодня уже все участники рынка перевозок понимают: игры закончились, и запущен процесс, призванный раз и навсегда избавить отрасль от собственников, которые, с одной стороны, не имеют договоров с грузовладельцами, а с другой – не собираются отдавать вагоны в управление крупной консолидированной компании.
К примеру, теперь собственник подвижного состава, не работающий в качестве оператора (та же лизинговая компания), имеет несколько вариантов работы. Он может заключать договоры с компанией, которая станет управлять его подвижным составом и, действуя в его интересах, договариваться с ОАО "РЖД" самостоятельно. В том случае, если собственник не хочет заключать такой договор, он может выписать доверенность на право его заключения. Тогда расчеты будет производить непосредственно владелец, что для многих управляющих компаний нежелательно. А к документам будет прилагаться пономерной список вагонов с указанием периода, на который они передаются.
Можно ожидать, что теперь на сети появится порядок. Правда, не так быстро. Начав работать по этому приказу, в ЦФТО столкнулись с проблемой соотношения собственников подвижного состава и его операторов. Первых, как известно, насчитывается около 1,7 тыс., вторых, реально управляющих парком, – не более 400. Тем не менее в приказе говорится, что в заявке необходимо указывать именно собственника. Разобраться в этих хитросплетениях должна помочь электронная база, речь о которой ведется уже давно. Она полностью исключит возможность оператора и грузовладельца "подстраховаться" и внезапно поменять собственника, и таким образом усилится ответственность за простой вагона.
Как обычно, на бумаге все гладко. В реальности же порожние вагоны продолжают затоваривать пути вблизи станций, где их совсем не ждут. Бывает и так, что там, где скапливается много груза, его, напротив, некому вывезти. Очевидно, что нужно менять всю систему. Ведь цель документа заключается не только в том, чтобы просто избавиться от простоев, но и в том, чтобы обеспечить вывоз груза. "Как мы знаем, наши основные месторождения не расположены на берегах морей, откуда их можно легко транспортировать судами. Металлургические предприятия и вовсе возводились по принципу "куда не долетят самолеты противника", – отмечает заместитель директора компании Rusmet Михаил Родионов. Ведь о чем бы ни говорили участники рынка и какие бы нормативные акты ни применяли, в любом случае все будет упираться в инфраструктурные вопросы. А на то, чтобы их решить, пока нет необходимых средств.
Проблемные места на инфраструктуре также непосредственно влияют на реализацию приказа № 258. Для отправки порожнего вагона заявку ГУ-12 нужно согласовать. Но как это можно сделать, если все подходы к станции уже забиты?
"Вагоны часто простаивают именно потому, что из-за узких мест просто не имеют возможности переформироваться в другие составы, – говорит экономист ООО "Технографит" Елена Мальцева. – Что касается погрузки, то на ее осуществление влияет несколько факторов. Например, те же погодные условия. В Новосибирске – морозы, погрузить вагон нельзя. Соответственно, он стоит и ждет, мы платим за простой". С. Колесников также согласен с тем, что климатические условия часто мешают нормальной работе системы. Например, в порту Ванино, где этой зимой должно было ежедневно выгружаться 400–500 вагонов, на деле обрабатывалось вполовину меньше, в результате чего поезда периодически простаивали.


РЖД-Партнер.ru, 15 марта 2012 г.


Возврат к списку