Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

Грузы в рост

29.03.2012

Согласно данным Росстата, наибольшего роста по этому показателю (на 13%) удалось добиться внутреннему водному транспорту. В целом в навигацию прошлого года было перевезено 127,8 млн т различных грузов, это почти на 25% больше, чем в навигацию 2010 года. Следует отметить, что этот результат дается речникам с большим трудом, поскольку отрасль переживает сегодня не самые лучшие времена.
Несмотря на низкую себестоимость перевозок, за последние 20 лет объемы перевозок сократились в 3 раза, что объясняется изношенностью флота, плохим состоянием инфраструктуры внутренних водных путей и сезонностью на большинстве внутренних водоемов. Этими обстоятельствами с успехом пользуются конкуренты - железнодорожные и автомобильные перевозчики.
Автотранспорт, в свою очередь, стремительно компенсирует потери, полученные от кризиса 2008 - 2009 годов. Грузооборот в 2011 году вырос на 11,8%, до 222,8 млрд т-км, перевезено 5,6 млрд т различных грузов, что на 8,1% больше, чем годом ранее. По последним данным Росстата, в январе 2012 года темп роста грузоперевозок автомобилями увеличился и сейчас составляет 10,2%. Однако это пока незначительный рост, который еще долго не сможет обеспечить автоперевозчикам докризисные показатели. Перевозки грузов в 2008 году составляли 6,86 млрд т, что на 22,5% больше, чем сейчас. При этом, учитывая нестабильность в экономиках Европы и Китая, нельзя исключать новых резких обвалов на рынке автоперевозок.
Железной дорогой в 2011 году было перевезено 1,24 млрд т грузов, рост погрузки составил скромные 3%, что соответствует изначальным прогнозам топ-менеджеров ОАО "Российские железные дороги". Основу перевозок на железнодорожном транспорте по-прежнему составляют так называемые массовые сырьевые грузы - уголь, нефть и нефтепродукты, их доля в суммарной погрузке составила 66,5%. Между тем перевозки нефтяных грузов в 2011 году немного сократились (на 1,1%) и составили 250 млн т, зато выросли перевозки металлических руд и каменного угля на 8,8 и 3,4% соответственно. Рост перевозок строительных материалов на 10% свидетельствует скорее о приближении сроков сдачи крупнейших инфраструктурных объектов во Владивостоке и Сочи, нежели о восстановлении строительного рынка после кризиса. Наибольший прирост погрузки по железной дороге пришелся на грузы в контейнерах (+12,5%, до 20,3 млн т), наибольшее снижение (на 6,4%) показали промышленное сырье (погружено в 2011 году 33,8 млн т) и руда цветных металлов (23,8 млн т).
Перевозки морским транспортом, по данным Росстата, составляют лишь небольшую часть всего объема перевезенных в России грузов - 33,9 млн т в 2011 году и в отношении 2010 года резко снизились (более чем на 8%). Однако эти цифры не отражают реальной картины на рынке, поскольку большинство морских торговых судов, даже если и принадлежат российским перевозчикам, обычно зарегистрированы в реестрах других стран. Объемы перевозок под "удобным" для перевозчиков иностранным флагом в статистику госведомства не попадают.
Более адекватно о значении морского транспорта в российской транспортной системе говорят показатели перевалки грузов в морских портах. В 2011 году на морских терминалах страны было перегружено свыше 535,4 млн т, что на 1,8% больше, чем годом ранее, об этом говорится в материалах Ассоциации морских торговых портов России. Более половины всего объема (56%) составляют наливные грузы, объем перевалки которых в 2011 году сократился на 4,3%, до 301 млн т. Прежде всего, это произошло за счет падения отгрузок сырой нефти до 193,4 млн т (- 7,8% к 2010 году). Не скатиться в отрицательные цифры стивидорной отрасли удалось за счет так называемых сухих грузов, которые продемонстрировали рост на 10,8%, до 234,4 млн т. В целом рост показали только порты Балтийского (+4,8%), Черноморского (+2,1%) и Тихоокеанского бассейнов (+6,7%), тогда как в портах Арктики и на Каспии перевалка грузов снизилась на 19,8 и 3,1% соответственно.
Лидером по грузообороту в России остается трубопроводный транспорт, в 2011 году этот показатель достиг 2,42 трлн т-км, увеличившись за год на 1,7%.
Всего за этот период по трубе было транспортировано 555,1 млн т газа, 543,8 млн т нефти и 32 млн т нефтепродуктов. Показатели могли быть и больше, но "Транснефти" не удалось запустить в ноябре 2011 года новую ветку нефтепровода Балтийской трубопроводной системы в морской порт Усть-Луга из-за возникших проблем со строительством экспортного причала. Планируется, что терминал будет все-таки запущен в этом году и нефтепровод мощностью 30 млн т в год заработает. Кроме того, в 2012 году планируется запустить и вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, которая расширит экспортные возможности дальневосточного терминала в бухте Козьмино в Японском море, что должно положительно сказаться на показателях как трубопроводного, так и морского транспорта.


Газета "РБК-Daily", 29 марта 2012 г.


Возврат к списку