Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными

Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными РЖД-Партнер: Текущие условия осуществления перевозок являются беспрецедентными, пожалуй, за всю историю с момента создания ОАО «РЖД». Изменения грузопотоков происходили и раньше, но все эти процессы были поступательными и прогнозируемыми, что позволяло в том числе проводить и своевременную адаптацию тарифной системы.

ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Риски или возможности?

05.04.2012

Именно так участники рынка воспринимают проект постановления правительства "Об утверждении Правил установления тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг", размещенный на сайте ФСТ.
Согласно документу инвестор, обеспечивший финансирование строительства объектов инфраструктуры, получает возможность со временем вернуть свои средства за счет снижения платы за пользование услугами субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте. Планируется ввести пониженные и повышенные ставки. Последние – в случае когда финансирование осуществляется за счет собственных или привлеченных средств ОАО "РЖД" и их возврат идет за счет доходных поступлений от установления повышенных тарифов, сборов и платы. Пониженные – тогда, когда инвестор вкладывает свои деньги.
По мнению вице-президента ОАО "Национальная нерудная компания" Дмитрия Сырова, участие в подобных проектах будет интересно многим частным компаниям – как крупным производителям, так и мелким, поскольку такие заказчики, как РЖД, это, во-первых, стабильность, во-вторых, масштабность объемов потребления, ну и в-третьих – возможность поставок в новые регионы. При этом эксперт обращает внимание, что механизмы, указанные в постановлении, направлены на заинтересованность в развитии непосредственно отдельного объекта инфраструктуры, что для компаний с устоявшимися партнерскими отношениями выгодно лишь в определенной степени: как правило, это отражается в выделении только части объемов производимой продукции, которая поставляется равномерными партиями в течение года. Впрочем, даже при устоявшихся схемах поставок существуют варианты, когда грузоотправители проявляют очень большую заинтересованность в модернизации инфраструктуры. "Дефицит пропускной способности становится ограничивающим фактором не только на каких-то участках магистральных путей, – констатирует генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой. – Представители реального сектора готовы принять финансовое участие в расшивке узких мест в районах станций примыкания". При этом, по его мнению, появление механизмов возврата инвестиций, пусть и не в краткосрочной перспективе, делает такой вариант партнерства с РЖД вполне реальным. В то же время представители бизнеса полагают, что эффективность предложенных в проекте постановления схем можно и нужно повысить. "С моей точки зрения, частные компании в большей степени были бы заинтересованы в участии в подобных проектах, если бы тарифная политика пересматривалась непосредственно под производителя, задействованного в развитии инфраструктуры, – уверен Д. Сыров. – Тогда появилась бы возможность более гибкого регулирования объемов поставляемой продукции и цены. При этом будет больше уверенности в завтрашнем дне при выборе производственной программы компании в целом, так как возможность применения понижающих коэффициентов позволит завоевать определенную долю рынка сбыта и повысить уровень доходности".
Вместе с тем эксперты отмечают и определенную рискованность таких вложений в условиях нестабильной ситуации на основных товарных рынках. "Упрощенно говоря, бизнесу предлагается классическая схема "утром – деньги, вечером – стулья", – поясняет аналитик компании World communicating agency Станислав Бандеров. – Данная модель хорошо работает при условии стабильных поставок, но колебания спроса могут внести в планы окупаемости серьезные коррективы. В силу этого потенциальные инвесторы должны будут не только более взвешенно оценивать возможные риски, но и выстраивать собственные стратегии взаимодействия как с РЖД, так и с бизнес-партнерами на качественно ином уровне". Представляется, что в случае принятия данного постановления ключевым фактором развития ГЧП станет не эффективность заложенных в документе механизмов, а как раз готовность бизнеса работать на новом уровне


РЖД-Партнер.ru, 5 апреля 2012 г.


Возврат к списку