БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Скидки для инвесторов

04.04.2012

Федеральная служба по тарифам предлагает устанавливать пониженные тарифы на перевозки для частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие железнодорожной инфраструктуры. И напротив, предусматривается повышение тарифов, если финансирование инфраструктуры осуществляется за счет собственных средств ОАО "РЖД" или средств, привлеченных компанией.
Это предусматривает подготовленный ФСТ проект "Правил установления тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг". Документ опубликован на сайте правительства.
В проекте указывается, что тарифы устанавливаются в целях инновационного развития железнодорожного транспорта, реализации долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе строительства новых линий и других объектов инфраструктуры.
При установлении новых тарифов будет соблюдаться баланс интересов субъектов регулирования и пользователей их услугами, участников транспортного и товарного рынков. Кроме того, будут соблюдаться равные условия доступа к услугам перевозок.
В документе также предусмотрен механизм установления тарифов. Они могут увеличиваться или уменьшаться на определенный фиксированный размер, к ним могут применяться различные коэффициенты, могут быть установлены комбинированные ставки или тариф может быть высчитан по специальной формуле.
Тарифы могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от значения объекта инфраструктуры для экономики или в зависимости от рода и класса перевозимых грузов, а также направления перевозки.
Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко считает, что интерес потенциальных инвесторов к участию в создании объектов инфраструктуры будет зависеть от сроков окупаемости и от сметы расходов. При этом, по мнению эксперта, существует риск повторения негативного опыта привлечения частных инвесторов к созданию объектов энергетической сетевой инфраструктуры. "Напомню, что часть объектов сетевой инфраструктуры были построены и не обеспечены загрузкой, то есть были избыточны. При этом контроль обоснованности расходов не всегда эффективен. Это привело к завышению цен на строительство по сравнению с иностранными аналогами и соответствующему росту тарифов", - отметил Игорь Куротченко.
Кроме того, как напомнил эксперт, с 2013 года в рамках соглашения о создании Таможенного союза все исключительные тарифные скидки, привязанные к конкретным станциям погрузки, будут отменены, а новые будут устанавливаться в индивидуальном порядке и выноситься на комиссию Таможенного союза.
"Многие развивающиеся предприятия сталкиваются с тем, что пропускные возможности инфраструктуры в районе станций примыкания становятся серьезным сдерживающим фактором для увеличения объемов поставок", - считает генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой.
"При этом вложить средства в развитие путевого хозяйства было крайне затруднительно в первую очередь вследствие того, что возврат инвестиций выглядел крайне проблематичным. Сейчас, полагаю, реальная возможность участвовать в инвестиционных проектах может появиться не только у "ЛУКОЙЛа" и "НОВОТЭКа", - добавил он.
Но возникает ряд вопросов более высокого уровня. Так, по мнению независимого эксперта Леонида Мазо, необходимо дополнить содержащиеся в проекте постановления тарифные меры экономическими, то есть предусмотреть возможность уменьшения налогооблагаемой базы на величину капвложений в производственную инфраструктуру, включая не только железные дороги общего пользования, но и другие виды транспорта, в том числе промышленный, и порты.
"Иначе вложения внешних инвесторов, которые они способны осуществлять только из чистой прибыли, могут быть для них неэффективны, - считает он. - При этом стартовые потери бюджета будут компенсированы за счет увеличения налоговых поступлений, в том числе пошлин и акцизов от роста производства и перевозок, а также за счет снижения бюджетной нагрузки в субсидировании владельца инфраструктуры - ОАО "РЖД".


Газета "Гудок", 4 апреля 2012 г.


Возврат к списку