На запад по расписанию

ГУДОК: ОАО «РЖД», Министерство транспорта РФ, Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии и Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии (TSIOAJ) в пятницу подписали меморандум об организации регулярных железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Япония – Россия – Европа. В документе декларируется увеличение объёма перевозки транзитных грузов по Транссибирской магистрали до 1,9 млн TEU r 2025 году.

Универсальный алгоритм перевозки

ГУДОК: Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило рассказал «Гудку» о новых формах взаимодействия с участниками перевозочного процесса, об упрощении логистики на Московском транспортном узле и взаимодействии со смежными видами транспорта. По мнению Алексея Шило, драйверами роста погрузки на сети в 2019 году помимо каменного угля будут металлические руды, химические и минеральные удобрения. Увеличению объёма этих грузов будет способствовать освоение железорудных месторождений юго-востока Забайкальского края, а также открытие новых и модернизация имеющихся производств ключевых отечественных химкомбинатов.

Им ли быть в причале

КОММЕРСАНТ: Проблема угольной пыли в российских портах, с шумом поднятая два года назад, но смягчившаяся в последнее время, получила новое развитие. «Росморпорт» хочет разорвать договор, по которому у него арендует причалы Находкинский морской торговый порт, за несоблюдение экологических требований — как раз по выбросам пыли. По данным “Ъ”, извещения поступили и в другие порты узла, работу которых местные власти уже грозили остановить. Если договоры аренды будут расторгнуты, стивидоры не смогут продолжать работу.

Скидки для инвесторов

04.04.2012

Федеральная служба по тарифам предлагает устанавливать пониженные тарифы на перевозки для частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие железнодорожной инфраструктуры. И напротив, предусматривается повышение тарифов, если финансирование инфраструктуры осуществляется за счет собственных средств ОАО "РЖД" или средств, привлеченных компанией.
Это предусматривает подготовленный ФСТ проект "Правил установления тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг". Документ опубликован на сайте правительства.
В проекте указывается, что тарифы устанавливаются в целях инновационного развития железнодорожного транспорта, реализации долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе строительства новых линий и других объектов инфраструктуры.
При установлении новых тарифов будет соблюдаться баланс интересов субъектов регулирования и пользователей их услугами, участников транспортного и товарного рынков. Кроме того, будут соблюдаться равные условия доступа к услугам перевозок.
В документе также предусмотрен механизм установления тарифов. Они могут увеличиваться или уменьшаться на определенный фиксированный размер, к ним могут применяться различные коэффициенты, могут быть установлены комбинированные ставки или тариф может быть высчитан по специальной формуле.
Тарифы могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от значения объекта инфраструктуры для экономики или в зависимости от рода и класса перевозимых грузов, а также направления перевозки.
Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко считает, что интерес потенциальных инвесторов к участию в создании объектов инфраструктуры будет зависеть от сроков окупаемости и от сметы расходов. При этом, по мнению эксперта, существует риск повторения негативного опыта привлечения частных инвесторов к созданию объектов энергетической сетевой инфраструктуры. "Напомню, что часть объектов сетевой инфраструктуры были построены и не обеспечены загрузкой, то есть были избыточны. При этом контроль обоснованности расходов не всегда эффективен. Это привело к завышению цен на строительство по сравнению с иностранными аналогами и соответствующему росту тарифов", - отметил Игорь Куротченко.
Кроме того, как напомнил эксперт, с 2013 года в рамках соглашения о создании Таможенного союза все исключительные тарифные скидки, привязанные к конкретным станциям погрузки, будут отменены, а новые будут устанавливаться в индивидуальном порядке и выноситься на комиссию Таможенного союза.
"Многие развивающиеся предприятия сталкиваются с тем, что пропускные возможности инфраструктуры в районе станций примыкания становятся серьезным сдерживающим фактором для увеличения объемов поставок", - считает генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой.
"При этом вложить средства в развитие путевого хозяйства было крайне затруднительно в первую очередь вследствие того, что возврат инвестиций выглядел крайне проблематичным. Сейчас, полагаю, реальная возможность участвовать в инвестиционных проектах может появиться не только у "ЛУКОЙЛа" и "НОВОТЭКа", - добавил он.
Но возникает ряд вопросов более высокого уровня. Так, по мнению независимого эксперта Леонида Мазо, необходимо дополнить содержащиеся в проекте постановления тарифные меры экономическими, то есть предусмотреть возможность уменьшения налогооблагаемой базы на величину капвложений в производственную инфраструктуру, включая не только железные дороги общего пользования, но и другие виды транспорта, в том числе промышленный, и порты.
"Иначе вложения внешних инвесторов, которые они способны осуществлять только из чистой прибыли, могут быть для них неэффективны, - считает он. - При этом стартовые потери бюджета будут компенсированы за счет увеличения налоговых поступлений, в том числе пошлин и акцизов от роста производства и перевозок, а также за счет снижения бюджетной нагрузки в субсидировании владельца инфраструктуры - ОАО "РЖД".


Газета "Гудок", 4 апреля 2012 г.


Возврат к списку