Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Скидки для инвесторов

04.04.2012

Федеральная служба по тарифам предлагает устанавливать пониженные тарифы на перевозки для частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие железнодорожной инфраструктуры. И напротив, предусматривается повышение тарифов, если финансирование инфраструктуры осуществляется за счет собственных средств ОАО "РЖД" или средств, привлеченных компанией.
Это предусматривает подготовленный ФСТ проект "Правил установления тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг". Документ опубликован на сайте правительства.
В проекте указывается, что тарифы устанавливаются в целях инновационного развития железнодорожного транспорта, реализации долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе строительства новых линий и других объектов инфраструктуры.
При установлении новых тарифов будет соблюдаться баланс интересов субъектов регулирования и пользователей их услугами, участников транспортного и товарного рынков. Кроме того, будут соблюдаться равные условия доступа к услугам перевозок.
В документе также предусмотрен механизм установления тарифов. Они могут увеличиваться или уменьшаться на определенный фиксированный размер, к ним могут применяться различные коэффициенты, могут быть установлены комбинированные ставки или тариф может быть высчитан по специальной формуле.
Тарифы могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от значения объекта инфраструктуры для экономики или в зависимости от рода и класса перевозимых грузов, а также направления перевозки.
Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко считает, что интерес потенциальных инвесторов к участию в создании объектов инфраструктуры будет зависеть от сроков окупаемости и от сметы расходов. При этом, по мнению эксперта, существует риск повторения негативного опыта привлечения частных инвесторов к созданию объектов энергетической сетевой инфраструктуры. "Напомню, что часть объектов сетевой инфраструктуры были построены и не обеспечены загрузкой, то есть были избыточны. При этом контроль обоснованности расходов не всегда эффективен. Это привело к завышению цен на строительство по сравнению с иностранными аналогами и соответствующему росту тарифов", - отметил Игорь Куротченко.
Кроме того, как напомнил эксперт, с 2013 года в рамках соглашения о создании Таможенного союза все исключительные тарифные скидки, привязанные к конкретным станциям погрузки, будут отменены, а новые будут устанавливаться в индивидуальном порядке и выноситься на комиссию Таможенного союза.
"Многие развивающиеся предприятия сталкиваются с тем, что пропускные возможности инфраструктуры в районе станций примыкания становятся серьезным сдерживающим фактором для увеличения объемов поставок", - считает генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой.
"При этом вложить средства в развитие путевого хозяйства было крайне затруднительно в первую очередь вследствие того, что возврат инвестиций выглядел крайне проблематичным. Сейчас, полагаю, реальная возможность участвовать в инвестиционных проектах может появиться не только у "ЛУКОЙЛа" и "НОВОТЭКа", - добавил он.
Но возникает ряд вопросов более высокого уровня. Так, по мнению независимого эксперта Леонида Мазо, необходимо дополнить содержащиеся в проекте постановления тарифные меры экономическими, то есть предусмотреть возможность уменьшения налогооблагаемой базы на величину капвложений в производственную инфраструктуру, включая не только железные дороги общего пользования, но и другие виды транспорта, в том числе промышленный, и порты.
"Иначе вложения внешних инвесторов, которые они способны осуществлять только из чистой прибыли, могут быть для них неэффективны, - считает он. - При этом стартовые потери бюджета будут компенсированы за счет увеличения налоговых поступлений, в том числе пошлин и акцизов от роста производства и перевозок, а также за счет снижения бюджетной нагрузки в субсидировании владельца инфраструктуры - ОАО "РЖД".


Газета "Гудок", 4 апреля 2012 г.


Возврат к списку