Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние

Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние Комерсантъ: Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты, дополненный ко второму чтению рядом положений, касающихся железных дорог, вызвал резкую критику участников рынка. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Вагоны уезжают от ремонтов

Вагоны уезжают от ремонтов Комерсантъ: Профицит подвижного состава на сети, снижение погрузки и доходности оперирования негативно сказались на вагоноремонтном рынке: в 2020 году объем плановых ремонтов сократился примерно на 13% и продолжает падать в 2021 году. Цена также снизилась, на 5–15%, следует из данных клиентов вагоноремонтных предприятий. Однако рост цен на металл, выражающийся в увеличении стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут развернуть этот тренд.

Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

Равнение на середину

04.04.2012

Федеральная служба по тарифам предлагает унифицировать железнодорожные тарифы на порожний пробег полувагонов и платформ. Сделать это планируется за счет снижения тарифов для грузоотправителей высокодоходных грузов и увеличения - для "дешевых". По оценкам экспертов, нагрузка на последних увеличится на 5 - 10% в зависимости от расстояния перевозки.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) представила подготовленные совместно с "Российскими железными дорогами" (РЖД) предложения по унификации тарифов на пробег порожних вагонов независимо от класса ранее перевозившихся грузов (прейскурант №10-01, копия документа есть в распоряжении РБК daily). Согласно этому документу ко всем порожним пробегам будет применяться единая стоимость, зависящая лишь от расстояния перевозки порожнего вагона (сейчас стоимость перевозки пустого вагона зависит от класса ранее перевозившегося груза). Предполагается, что переход на новую систему повлечет увеличение транспортных расходов для отправителей низкодоходных грузов (первый тарифный класс - уголь, железная руда, кокс, круглый лес, цемент, песок, щебень и др.) и снижение издержек на перевозку высокодоходных грузов (в первую очередь третий тарифный класс - черные и цветные металлы, лом).
Замруководителя ФСТ Тамара Стебунова в своем письме от 21 марта в адрес ФАС указывает, что эта инициатива предусматривает увеличение уровня тарифов на порожний пробег универсальных полувагонов и платформ на 4 - 50% в зависимости от расстояния перевозки, но одновременно ожидается снижение темпов роста тарифов на перевозки грузов второго и третьего тарифных классов (в груженом рейсе) с 6,5 до 2,6%.
По оценке председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольги Лукьяновой (партнерство объединяет 26 мелких и средних собственников вагонов), в среднем увеличение тарифа на порожний рейс для грузов первого тарифного класса составит 25 - 30%, уменьшение на порожний рейс для третьего класса - 15%. В целом рост стоимости перевозки угля, продукции добывающих отраслей и строительных грузов составит около 5 - 10% в зависимости от расстояния, для готовой продукции снижение тарифа предусмотрено в пределах от 10 до 20%, уточняет директор по развитию бизнеса Brunswick Rail Владимир Хорошилов.
Правда, сами грузоотправители пока не торопятся комментировать ситуацию. Так, от комментариев вчера воздержались СУЭК, "Распадская", "Мечел", "Металлоинвест". Безусловно, реформа ФСТ увеличит нагрузку на грузоотправителей низкодоходных грузов, однако она необходима для оптимизации логистики и дальнейшей консолидации отрасли, считает Константин Юминов из Райффайзенбанка.
Еще одна цель унификации - прекратить практику "отмывки" тарифов, когда операторы после выгрузки дорогих грузов подают свои вагоны под погрузку дешевого груза и, перевозя его на короткое расстояние, в разы уменьшают стоимость предстоящего порожнего пробега. С принятием этого проекта "привлекательность такой логистической схемы заметно снизится", что приведет к существенным изменениям на рынке, соглашается Владимир Хорошилов.
В ФСТ планируют, что новые тарифы начнут действовать с 1 июля этого года. Свою поддержку уже выразила ФАС, и фактически одобрил смену тарифов Минтранс. Так, в ФАС сообщили РБК daily, что полностью поддерживают инициативу ФСТ, правда, считают необходимым снизить тарифы на порожний пробег в рамках перевозки лесных грузов. Предложение ФСТ отвечает главной цели - созданию экономических условий для повышения эффективности использования универсальных грузовых вагонов, заявили в Минтрансе. Сейчас идет согласование с грузоотправителями, ожидается доработка в части учета действующих исключительных тарифов на ряд грузов, рассказали РБК daily в одной из крупных угольных компаний.
По словам Ольги Лукьяновой, унификация тарифов на порожний рейс в первую очередь выгодна РЖД, поскольку большая часть порожних вагоноотправок осуществляется традиционно из-под дешевых грузов. Таким образом, РЖД по итогам этого года могут получить дополнительные доходы в размере нескольких миллиардов рублей, рассуждает г-жа Лукьянова.


Газета "РБК Daily", 4 апреля 2012 г.


Возврат к списку