С учетом допиндексации тарифа с 1 июня рост тарифов к декабрю 2021 года составит около 30%

С учетом допиндексации тарифа с 1 июня рост тарифов к декабрю 2021 года составит около 30% РЖД-Партнер: После двукратной индексации тарифов в 2022 году стало известно о повышении тарифов на грузоперевозки еще на 8% с 2023-го. По словам участников перевозочного процесса, эта финансовая нагрузка добавляет еще больше тревоги рынку. При этом, по прогнозам Минтранса, погрузка будет снижаться в следующем году. Вопросы о том, как работать в предстоящих тарифных условиях, РЖД-Партнер задал руководителю рабочей группы по вопросам тарифного регулирования и ценообразования СОЖТ Юлии Лощаковой.

Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными

Цели разработки нового тарифного Прейскуранта являются довольно туманными РЖД-Партнер: Текущие условия осуществления перевозок являются беспрецедентными, пожалуй, за всю историю с момента создания ОАО «РЖД». Изменения грузопотоков происходили и раньше, но все эти процессы были поступательными и прогнозируемыми, что позволяло в том числе проводить и своевременную адаптацию тарифной системы.

Помог длинный февраль

04.04.2012

В первые месяцы 2012 года на сети ОАО «РЖД» значительно выросла погрузка экспорта в направлении портов. Эксперты объясняют высокие показатели эффектом низкой грузовой базы прошлого года и возвращением части парка под управление ОАО «РЖД». Эта мера уже принесла результат.
По словам первого вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Морозова, если в 2011 году рост погрузки на экспорт составил 6%, то за два месяца 2012-го - уже 16%. Погрузка на экспорт превысила докризисный уровень (2007 год) по Северо-Западному бассейну на 30%, по Южному - на 11%, по Дальневосточному - на 82%.
"Как и месяцем ранее, был поставлен очередной рекорд. Напомню, что аналогичный прирост погрузки в январе составлял 16,1%", - отметил руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко. Результаты марта станут известны чуть позже.
Первый заместитель генерального директора ЦФТО Сергей Колесников рассказал "Гудку", что главной причиной роста объемов перевозки стала хорошая погода в январе, чего не скажешь о втором месяце года.
"Для нас ключевым моментом является погода. Нормальные погодные условия - едем, плохие - стоим. А в январе в дальневосточных и кавказских портах погода была благоприятная", - отметил господин Колесников.
Эксперты называют иные причины успехов в первые месяцы 2012 года.
"На февральские показатели роста экспорта через российские порты повлияло сразу несколько факторов, - говорит начальник аналитического отдела "ТКБ Капитал" Мария Кальварская. - Во многом скачок обусловлен эффектом "низкой базы" прошлого года. Напомню, плохая погода в Финском заливе в начале 2011 года привела к снижению объемов перевалки.
Сказался прежний запрет на экспорт зерна, в этом году недостающие объемы прошлого года были компенсированы. Также в 2011 году сократился экспорт отдельных грузов из-за проблем в Северной Африке и на Ближнем Востоке, сказалась слабая рыночная конъюнктура по металлургическим грузам в прошлом году в экспортных направлениях".
Кроме того, продолжает аналитик, развитие инфраструктуры, запуск новых мощностей и продолжение улучшения экономических показателей оказывают поддержку нынешнему росту. Частичное влияние оказало и большее количество дней в феврале этого года.
Отметим, что в первые месяцы 2012 года экспорт горно-металлургических грузов демонстрировал серьезный рост. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса в январе-феврале в страны дальнего зарубежья вывезено 17,4 млн тонн российского угля (рост на 17,09%). При этом в общем объеме экспорта объем поставок коксующихся углей составил 1,41 млн тонн (рост на 39,31%).
Экспорт черных металлов тоже рос, особенно в январе. Согласно данным Федеральной таможенной службы, российские предприятия в первом месяце 2012 года увеличили экспорт черных металлов на 13,2%, до 2,5 млн тонн.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Айрат Ха ликов объясняет рост экспортных перевозок металлов сильным сезонным снижением спроса на стальную продукцию на внутреннем рынке РФ. "За три месяца начиная с октября 2011 года спрос на плоский прокат упал на 15%. Соответственно, металлурги старались направлять избыточные объемы продукции на экспорт, чтобы не происходило переполнение складов и не приходилось снижать цены", - говорит эксперт.
Однако уже в феврале-марте, по словам аналитика, традиционно происходит рост потребления металлопродукции на внутреннем рынке.
В марте, по мнению госпожи Кальварской, ряд факторов продолжит позитивное влияние на погрузку: улучшение конъюнктуры в части экспорта металлов, рост контейнерных перевозок, экспорт зерна, но негативное влияние погодных условий в 2011 году (что определило низкую базу прошлого года), а также влияние календарного фактора уйдут, что приведет к замедлению темпов роста.
Игорь Куротченко согласен с тем, что эффект низкой грузовой базы 2011 года уже в первые месяцы весны исчезнет и прирост будет более скромным - не более 10%.
"В марте 2011 года на экспорт через порты перевезли на 21,5% больше грузов, чем феврале 2011 года. Поэтому такой стремительный рост предыдущего года нивелирует достижения по погрузке текущего, 2012 года. В апреле прирост по погрузке экспорта будет еще меньше", - прогнозирует господин Куротченко.


Газета "Гудок", 4 апреля 2012 г.


Возврат к списку