УВЗ соберет конкурентов в тележку

КОММЕРСАНТ: после перехода в собственность «Ростеха» Уралвагонзавод (УВЗ) радикально пересмотрел правила работы с другими российскими вагоностроителями, что может серьезно сказаться на их работе. УВЗ, получавший крупные госгарантии и субсидии, активно распространявший свои технологии в отрасли и до недавних пор очень лояльный к партнерам, теперь тотально отзывает и перезаключает на более жестких условиях лицензии на свою инновационную тележку. Она дает право на большую скидку на порожний пробег и субсидии. Параллельно завод начал пересмотр лицензий на самую массовую тележку, на которой сейчас базируется 85% всего парка вагонов.

Путин поручил проработать возможность долгосрочных тарифов на грузовые ж/д перевозки

ТАСС: Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ представить предложения по установлению долгосрочных тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Как сообщает сайт Кремля, такое поручение глава государства дал по итогам заседания президиума госсовета, состоявшегося 6 сентября.

Операторам показали ценовой ориентир

ГУДОК: Стоимость аренды вагонов будет учтена торговыми площадками

Электронная торговая площадка Rail Commerce на этой неделе запустит индекс стоимости полувагона, который по замыслу руководства ресурса должен помочь грузоотправителям и операторам ориентироваться в цене аренды подвижного состава. Как пояснил «Гудку» член Совета директоров Rail Commerce Сергей Горский, индекс стоимости полувагона будет рассчитываться на основе конкретных сделок по покупке услуг, совершённых на площадке.

Где дефицит, там дорого

11.04.2012

С 2012 года вагоноремонтные компании - дочерние общества ОАО "РЖД" централизованно снабжаются материально-техническими ресурсами через ОАО "Торговый дом РЖД". Оно заключает прямые договоры на поставку крупного литья с отечественными и зарубежными производителями, в том числе украинскими и китайскими. Закупки осуществляются по коммерческим ценам, сложившимся на рынке.
Однако потребности депо в вагонном литье обеспечены далеко не полностью: например, по ВРК-1 в среднем на 25%. Это обстоятельство негативно сказывается на загрузке предприятий. Так, по итогам работы за январь - февраль 2012 года мощности компании были загружены примерно на 98% при плане в 104%.
В депо ВРК-2, по данным на 15 марта 2012-го, дефицит рам боковых составлял более 10 тыс. шт., балок надрессорных - свыше 3,5 тыс. При этом годовая потребность компании оценивается в 40 тыс. и 16 тыс. шт. соответственно. "Принимая во внимание экономическую?целесообразность, мы ориентированы на увеличение доли применения в ремонте материалов повторного использования, в том числе ремонтопригодных запасных частей, образовавшихся в результате разделки грузовых вагонов", - рассказывает генеральный директор ОАО "ВРК-2" Михаил Сапетов.
С января по март 2012-го крупное вагонное литье на предприятия ВРК-2 поставлялось с ООО "Промтрактор-Промлит" (г. Чебоксары). На март также запланированы поставки с ООО "ПК "Бежицкий сталелитейный завод" (г. Брянск). В конце февраля отправлена первая в нынешнем году партия импортной продукции производства "Ружоуская Компания Тианруй" (КНР, г. Ружоу). Китайское литье начало поступать в адрес Екатеринбургского и Хабаровского филиалов ВРК-2, где организовано проведение входного контроля и дальнейшее перераспределение внутри компании. С учетом решения по возврату сертификата соответствия ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" (Украина) на третью декаду марта запланирована отгрузка первой партии деталей крупного вагонного литья этого производителя.
Расчетная потребность ВРК-3 на I квартал 2012 года составляет 1,5 тыс. вагонокомплектов, но ввиду отсутствия данной продукции согласовано только 700, сообщил генеральный директор ОАО "ВРК-3" Николай Воробьев. Всего же за два месяца 2012-го компания получила через Торговый дом РЖД 78 вагонокомплектов ООО "Промтрактор-Промлит".
В марте планируется поставка литых деталей тележки в количестве 662 вагонокомплектов, в том числе производства "Промтрактор-Промлит" - 110 шт., Бежицкого сталелитейного завода - 125 шт., КНР - 427 шт. (поступление ожидается в конце марта - начале апреля 2012 г.).
Острая проблема с обеспечением производственного процесса крупным вагонным литьем сохраняется и на частных предприятиях. Главной причиной имеющейся ситуации заместитель генерального директора ООО "Новая вагоноремонтная компания" Вадим Михальчук считает олигополию заводов-изготовителей, которые предпочитают получать сверхприбыль за счет сложившегося дефицита и не пускать импортных производителей. "Если в 2009 году можно было напрямую на заводе закупить литье в любом количестве по цене 22-25 тыс. руб., то в настоящее время заводы на наши запросы не отвечают, а перекупщики предлагают новое литье по цене от 120 тыс. руб. В результате из-за отсутствия рыночных механизмов регулирования на рынке литья страдает собственник вагона", - сетует В. Михальчук.
При этом, по его оценкам, сжимается и рынок бывшего в эксплуатации литья. "Раньше его наличие значительно удешевляло стоимость планового ремонта, но после передачи парка РЖД в дочерние компании руководство последних установило жесткий контроль за сроком службы подвижного состава, что привело к снижению количества вагонов, подлежащих разделке в металлолом, и, как следствие, сокращению литья на вторичном рынке", - объясняет эксперт.
Собственникам по-прежнему приходится самим разыскивать литье, что затягивает срок ремонта вагонов. По словам генерального директора ОАО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Валерия Шпакова, в ремонте, связанном с неисправностью боковых рам или надрессорных балок, вагон простаивает в среднем в полтора-два раза дольше, чем при других неисправностях. Чтобы время ожидания свести к минимуму, НПК вынуждена самостоятельно организовывать поставки запасных частей.
В НП операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) были зафиксированы случаи простоя вагонов в ремонте до трех месяцев по причине отсутствия литья. "Цена реализуемого литья крайне высока (российское и украинское продается по 140 тыс. руб., китайское - по 110 тыс.), но даже и его в подавляющем большинстве случаев в депо ВРК - дочерних обществ РЖД недостаточно. В то же время для вагонов РЖД и его дочерних структур литье там всегда находится", - отмечает председатель ОЖдПС Ольга Лукьянова. По ее словам, в частных депо в большинстве случаев литье есть, хотя цена все равно высока (к примеру, литье 1980-х гг. стоит от 60 до 70 тыс. руб.).
По мнению экспертов, острый дефицит литья рынок ощущает в связи с массовыми ограничениями, вводимыми в последние годы, а также работами по замене некачественных боковых рам тележек грузовых вагонов. Это и приводит к неоправданно высоким ценам на данную продукцию (более чем шестикратный рост по сравнению с 2008 г.).
Меньше деталей - дольше сроки
Помимо литья, депо испытывают дефицит и в других запасных частях. Среди дефицитных позиций в ВРК-1 называют детали буксового узла, вагонные подшипники, фрикционные клинья тележки вагонов моделей 18-100 и 18-578 производства "Уралвагонзавода".?"Причинами недостатка остро востребованной технологической продукции являются ограниченные мощности производителей, а также предложение поставки запасных частей по необоснованно завышенным ценам, которые не предусмотрены бюджетными параметрами ВРК-1", - говорит генеральный директор ОАО "ВРК-1" Николай Бочкарев.
В ВРК-2 добавляют, что периодически возникают перебои в поставках еще и цельнокатаных колес, резинотехнических изделий, а также металлопроката. "В условиях несвоевременных поставок запасных частей и материалов железнодорожным транспортом (по причине отсутствия порожнего подвижного состава и контейнеров) во избежание срыва плановых заданий по ремонту вагонов мы вынуждены организовывать самовывоз автомобильным транспортом большой номенклатуры материально-технических ресурсов напрямую с заводов-изготовителей", - рассказывает М. Сапетов.
В свою очередь, ВРК-3 на начало года уже имела дефицит необходимой для ремонта продукции в размере 20%. В первую очередь в эту категорию попали боковые рамы, надрессорные балки, цельнокатаные колеса и подшипниковая продукция, запчасти для модернизации тележки 578 грузовых вагонов 12-132-03, особенно скользун беззазорный и клин фрикционный СЧ-35. В частности, к середине марта 2012-го скользунов беззазорных было поставлено 47,7% от квартального плана, подшипников вагонных - 40,9%, колец внутренних 3 и 4 групп - 26%, клина фрикционного М1698.00.002 - 13,8%.
Среди основных проблем в материально-техническом?обеспечении Н. Воробьев также называет неудовлетворительную организацию поставок резинотехнических изделий: с начала года план выполняется на 60%. С большим отставанием идут поставки спецодежды и средств индивидуальной защиты.
Приходится констатировать, что дефицит литья и других запасных частей стал одной из причин увеличения срока ремонта, предусмотренного договорами вагоноремонтных предприятий. Так, если в 2007 году средний простой одного вагона в деповском ремонте составлял 4 суток, то в 2011-м - уже почти 7. Технический директор ООО "Фирма "Трансгарант" Игорь Тягунов предлагает внести в договоры на плановые и текущие виды ремонта в качестве обязанности ремонтных предприятий письменное оповещение собственника вагонов об отсутствии запасных частей. "Это позволит нам заблаговременно доставить запасные части в депо или сделать корректировку плана - направить вагоны в те депо, где запасные части есть в наличии. Сейчас же собственник узнает о забраковке только тогда, когда вагон уже находится в ремонте. И из-за отсутствия запчастей в депо приходится самостоятельно искать и закупать детали, доставлять их к нужному месту. Естественно, все это сказывается на сроках", - говорит эксперт.
Основной же вывод сводится к тому, что от решения проблемы с обеспечением ремонтных предприятий вагонным литьем (равно как и остальными необходимыми деталями) по разумной цене напрямую зависит развитие конкуренции на данном рынке. Какой бы то ни было дефицит всегда ведет к дисбалансу и неравным условиям доступа к товарам и услугам. Недаром некоторые эксперты отмечают, что вагоны одних собственников ожидают своей очереди на литье, а следовательно, и на ремонт дольше других.


Журнал "РЖД-Партнер", 11 апреля 2012 г.


Возврат к списку