ФАС рвется в машинисты

ГАЗЕТА.RU: Федеральная антимонопольная служба намерена вновь установить контроль над рынком железнодорожных операторов. Однако правительство проявляет взвешенную позицию к предложениям службы, оставляя бизнесу и регуляторам право на совместную проработку решений.

Точечный дефицит полувагонов, на который осенью пожаловались производители соли, хлеба, щебня, а также потребители угля, стал поводом для ряда предложений от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Их принятие может кардинально изменить структуру рынка железнодорожных перевозок и сделать ФАС его главным регулирующим органом, чего служба добивается уже не первый год. Однако это противоречит основной функции ФАС – способствовать развитию конкуренции.

Контейнер в портфеле

РБК: Структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова приобрели долю "Трансконтейнера". Новыми акционерами крупнейшего российского контейнерного железнодорожного оператора стали Роман Абрамович и Александр Абрамов. Аналитики полагают, что это портфельная инвестиция и бизнесмены перепродадут свою долю.

В «Трансконтейнер» поместились еще двое

КОММЕРСАНТ: Роман Абрамович и Александр Абрамов приобрели 24,5% крупнейшего в РФ контейнерного оператора «Трансконтейнер» за 14,7 млрд руб. у близкого к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние». На фоне обсуждений механизмов продажи принадлежащего монополии контрольного пакета «Трансконтейнера» появление новых инвесторов стало неожиданностью для рынка. Собеседники “Ъ” и эксперты разошлись во мнениях о целях данной сделки. Высказываются и версия покупки в личных интересах с возможным увеличением доли в компании, и предположение о перепродаже пакета — как с целью заработать, так и в рамках договоренностей с неизвестным пока бенефициаром.

ГУДОК: Вопрос дня

19.04.2017

Каких пунктов не хватает законодательной базе, посвящённой операторскому бизнесу?

Константин Гончаров, президент Группы компаний «Новотранс»:

– Правовой статус оператора подвижного состава до сих пор законодательно не закреплён. Формулировки, которыми пользуются сейчас участники рынка, сильно размыты. Вопросы, связанные с работой порожнего вагона (а это наиболее актуальный для операторов вопрос), не находят отражения в транспортном законодательстве. В нём, в частности, чётко не определена ответственность перевозчика за немотивированное отставление порожних вагонов от движения, а владельца инфраструктуры – за размещение порожних вагонов на путях общего пользования без учёта воли оператора подвижного состава.

 Между операторами и РЖД сложились взаимоотношения, но они, по сути, до сих пор не формализованы. Эти отношения должны быть рыночными, договорными. В договорах с перевозчиком операторы хотели бы видеть детальное отражение технологии взаимодействия. В частности, порядок перемещения порожних вагонов, проведения расчётов за занятие инфраструктуры приватными вагонами, порядок следования порожняка, оплаты его пробега и многое другое. Поэтому нормативное определение прав и обязанностей оператора будет способствовать выстраиванию полноценных отношений между собственниками подвижного состава, перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Кроме того, это поможет распространить действие критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки не только гружёного подвижного состава, но и порожнего. Нормализация нормативной базы позволит регламентировать работу операторов подвижного состава и увязать всю технологическую цепочку перевозочного процесса в единый механизм.
 

Евгений Трубин, заместитель руководителя подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию СРО Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ):

– Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, в котором определены их правомочия. Однако ни постановление, ни Устав железнодорожного транспорта не говорят о правовой природе договора на оказание операторских услуг, поэтому в одних случаях суды к таким договорам относят, например, нормы договоров аренды и агентирования, а в других применяют нормы законодательства о транспортной экспедиции.

 Не определены и специальные требования к операторам – минимальное количество подвижного состава, наличие квалифицированных работников (диспетчерский аппарат, специалисты в области ремонта, безопасности), отсутствует норма об обязательном участии в саморегулируемой организации операторов и выполнении стандартов операторской деятельности.

 Большое значение могло бы иметь разделение операторов на категории. Например, на общесетевых операторов, выполняющих перевозки на большинстве железных дорог, региональных, предоставляющих подвижной состав преимущественно на одной дороге (одном направлении), специализированных (для перевозок определённой номенклатуры грузов, для работы с определёнными клиентами или только с определённым подвижным составом).

Урегулирование этих вопросов на законодательном уровне позволило бы повысить качество и безопасность предоставляемых услуг.
 

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1371092&archive=2017.04.19


Возврат к списку