Модель не клеится

В правительстве не решили, как развивать рынок на железных дорогах

Как выяснил "Ъ", правительству в очередной раз не удалось согласовать ключевой документ железнодорожной отрасли - целевую модель рынка грузоперевозок. В среду на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича из-за разногласий между ведомствами ОАО РЖД и участниками рынка было решено опять направить проект модели на доработку - по неофициальным данным, до конца года. При этом группу разработчиков усилили Минтрансом. Это, возможно, позволит разработать более сильный документ

Целесообразно снизить межремонтные нормативы для грузовых вагонов в межгосударственном сообщении

Директор по организации железнодорожных перевозок ООО "Грузовая компания "Новотранс" Николай Цыденов: "Необходимо внести изменения в действующий порядок подготовки и отбора вагонов под погрузку в международном сообщении и снизить установленные нормативы. Не обязательно подгонять их под российский стандарт. По расчетам специалистов «Новотранса», достаточно ограничить срок до истечения межремонтного норматива 20 сутками, а остаточный пробег - 5000 км. Это позволит решить проблему перевода в нерабочий парк вагонов с неиспользованным ресурсом и выдержать все условия по безопасности движения"

Моделирование под регламентом

ГУДОК: Рабочая группа Таможенного союза рассмотрела более 900 предложений в проекты изменений в технические регламенты в области железнодорожного транспорта, которые должны быть приняты в конце 2018 года. Ответственным за разработку изменений в регламенты является Минтранс, который и сформировал рабочую группу. Как уточнил заместитель министра транспорта Алан Лушников, ведомство сформировало сводки отзывов по каждому регламенту на основании писем, поступивших из ЕЭК с предложениями и замечаниями заинтересованных организаций

«Сумма» защитит Россию от Китая

05.05.2017


Группа нашла новые причины купить "Трансконтейнер"

Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова не оставляет попыток купить у ОАО РЖД "Трансконтейнер". Господин Магомедов обратился за поддержкой к Владимиру Путину, обещая, что за счет выкупа блокпакета компании и ее интеграции со своими активами создаст мультипликативный эффект в 560 млрд руб. для экономики. Но железнодорожники планируют развивать контейнерные сервисы сами, ожидая роста доходов от "Трансконтейнера" до 57,6 млрд руб. в 2020 году. При этом ни участники рынка, ни чиновники не могут понять, откуда "Сумма" возьмет деньги на сделку с учетом огромных долгов ее собственной транспортной группы FESCO.

Совладелец "Суммы" Зиявудин Магомедов написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать проект создания национального контейнерного оператора на базе активов группы с контрольным пакетом "Трансконтейнера" (сейчас ей принадлежит 25,07%, еще 50% плюс 2 акции у ОАО РЖД). Об этом " Ъ" рассказал источник, знакомый с содержанием письма.

По его словам, бизнесмен указывает, что России необходимо опередить Китай, создающий вокруг себя "интегрированное евразийское экономическое пространство". Для этого Москве, по версии Зиявудина Магомедова, нужна национальная сетевая логистическая платформа на базе ключевых контейнерных активов. Создать ее бизнесмен предлагает "в сжатые сроки на базе группы " Сумма"" за счет интеграции "Трансконтейнера" и Дальневосточного морского пароходства (у "Суммы" 32,5%) с участием Новороссийского морского торгового порта ("Сумма" на паритетных началах с "Транснефтью" владеет 50,1%). Господин Магомедов полагает, что в результате можно переключить грузопоток с моря на Транссиб (увеличив перевозки с 350 тыс. до 1,2 млн TEU в год) и в целом на железную дорогу с автотранспорта. Мультипликативный эффект, уверяет бизнесмен, может превысить 560 млрд руб.

Обращение рассмотрено, первый вице-премьер Игорь Шувалов 26 апреля поручил профильным ведомствам его проанализировать. В Минэкономики говорят, что пока с идеями "Суммы" незнакомы. В Минтрансе " Ъ" получили письмо господина Магомедова, но позицию свою сформируют после анализа вариантов распоряжения пакетом акций "Трансконтейнера", который проведет аналитический центр при правительстве (он был нанят для этого в апреле). Кроме того, говорят в Минтрансе, требуется в целом определиться "с целевым состоянием транспортно-логистического блока ОАО РЖД".

В "Сумме" подтвердили интерес к получению контроля над "Трансконтейнером", отказавшись обсуждать детали. Другой собеседник " Ъ" подтвердил: письмо было, "сейчас профильные ведомства и ОАО РЖД его обсуждают". В ОАО РЖД пояснили, что компания представила свое видение правительству.

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал "Ъ", что документ в среду "ушел в Минтранс и ряд других ведомств". В нем говорится, что сегмент рынка контейнерных железнодорожных перевозок имеет стратегическое значение для ОАО РЖД как наиболее развивающийся и перспективный. Монополия сама ведет активную работу по развитию контейнерных перевозок.

Успешным примером в ОАО РЖД считают свою Объединенную транспортную логистическую компанию (ОТЛК, СП с железными дорогами Казахстана и Белоруссии, владеет пакетом "Трансконтейнера", но бумаги планируется вернуть ОАО РЖД). ОТЛК, поясняют в ОАО РЖД, демонстрирует стабильный рост объема перевозок в сообщении Китай - Европа - Китай: свыше 100 тыс. TEU в 2016 году (рост вдвое), в 2017 году ожидается 140 тыс., а в 2020 году - уже 1 млн TEU. Среднегодовой рост в сообщении с Китаем - 11%.

Доходы ОАО РЖД в виде провозной платы от контейнерных перевозок увеличились с 38,5 млрд руб. в 2012 году до 52 млрд руб. в 2016 году (прогноз на 2020 год - более 90 млрд руб.). При доле на рынке контейнерных перевозок около 50% доля " Трансконтейнера " в структуре соответствующих доходов ОАО РЖД в 2016 году составила около 60%, или 30,8 млрд руб., с прогнозом стабильного увеличения и достижения в 2020 году более 63% (57,6 млрд руб.).

Также, полагают в ОАО РЖД, реализация предложений "Суммы" нецелесообразна и по причине того, что оценка акционерной стоимости "Трансконтейнера" ниже справедливого уровня, от смены акционеров для ОАО РЖД и рынка нет дополнительной синергии, зато есть риск его монополизации. При этом профильный транспортный актив "Суммы" группа FESCO находится в состоянии дефолта, подчеркивают в ОАО РЖД, ее долги достигают $1 млрд. Кредиторы, цитирует источник Ъ" позицию ОАО РЖД, выдвигают "настойчивые требования о продаже активов группы, в том числе "Трансконтейнера". Значительная часть активов и так в залоге, есть риски обращения на них взысканий. Поэтому, заключают в ОАО РЖД, финансовая реализуемость предложений "Суммы" "вызывает обоснованные сомнения". FESCO действительно уже трижды не платила купонный доход по евробондам, последнее такое решение было принято на днях. Тогда же было предложено перенести на октябрь выплаты по рублевым облигациям.

ОАО РЖД в письме просит оценить идеи "Суммы" как нецелесообразные, а если и продавать долю монополии в "Трансконтейнере", то целиком и на открытом аукционе. Один из источников "Ъ" говорит, что чиновники разделяют часть опасений ОАО РЖД. Он отмечает, что осенью господин Магомедов предлагал выкупить блокпакет "Трансконтейнера" с премией или весь пакет ОАО РЖД по рынку, теперь речь о премии не идет. "Если есть деньги - почему "Сумма" не гасит задолженность перед кредиторами? - отмечает собеседник "Ъ". - А если нет денег, то откуда возьмутся средства на сделку?"

Премия, которую ранее предлагала за блокпакет "Сумма", составляла 20-30% (что тогда давало 15,6 млрд руб.), точная сумма не называлась, но, как говорил господин Магомедов в феврале, ОАО РЖД пообещали "супернеприличные" деньги даже исходя из стоимости компании в 50 млрд руб. при его оценке справедливой стоимости по EBITDA в 35 млрд руб.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров согласен, что нерешенность ситуации с долгами FESCO невыгодно контрастирует с планами "Суммы" купить "Транс контейнер". "FESCO - токсичный актив, проблем которого инвестор не решает", - уверен эксперт. По его мнению, для ОАО РЖД продавать "Трансконтейнер" совершенно нецелесообразно в контексте взрывного роста доходности оперирования в сегменте контейнерных перевозок и фитинговых платформ, которая с начала года возросла на 30%.

https://www.kommersant.ru/doc/3289561


Возврат к списку