БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Недальновидная конъюнктура

17.04.2012

Последний месяц квартала, несмотря на крайнюю неуступчивость зимнего ненастья, продемонстрировал неплохой темп прироста погрузки по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В целом по сети отправка выросла на 3,2%.
Заметно "взлетели" строительные грузы (на 14%) и цемент (на 13,1%), но в бесспорных лидерах - зерно (+66,7%). Продолжается стабильный рост перевозок нефтеналивных грузов (+3,9%) и каменного угля (+3,5%). Основными факторами, способствующими нарастанию положительной динамики во второй-третьей декаде марта, в ЦФТО считают наличие необходимой грузовой базы и нормализацию по сравнению с февралем эксплуатационной обстановки на припортовых дорогах.
О закреплении позитивных тенденций свидетельствует и проведенный в ОАО "РЖД" укрупненный анализ грузопотоков по итогам второго полугодия 2011 года.
Суммарный объем грузоперевозок относительно аналогичного периода 2010 года составил 102%. В то же время по-прежнему значительно отставание (-7,6%) относительно докризисного 2007 года. А вот экспортные отправки превысили за этот же период докризисные значения на 4,4%.
В ЦФТО отмечают, что рост экспортных перевозок оборачивается высокой нагрузкой на припортовые дороги. На Дальневосточной дороге грузопотоки превысили уровень 2007 года почти в 2 раза, на Октябрьской - на 18,3%, на Северо-Кавказской - на 2%. В целом же по сети объемы отгрузки на припортовые станции возросли за второе полугодие 2011 года относительно докризисного уровня на 21%.
Динамичный рост экспортных перевозок сказался на значительном увеличении нагрузки на пограничные передаточные станции. Экономическая конъюнктура рынка, сформировавшаяся в 2011 году, привела к неравномерной загрузке и нерациональному распределению грузопотоков между морскими портами, пограничными и передаточными станциями. Практически полностью исчерпанными оказались пропускные способности на подходах к портам, прежде всего в направлении Транссиба, БАМа, из Кузбасса в Центральный и Южный регионы, а также через Урал на Северо-Запад.
О том, что экономика страны по-прежнему ориентирована на экспорт сырьевой продукции, а его доля все возрастает, свидетельствуют и итоги первого квартала 2012 года. За этот период на экспорт было отгружено 104,5 млн тонн, или 35% от общей погрузки. В сравнении с докризисным первым кварталом 2007 года погрузка оказалась выше на 6,4%. Примерно такая же динамика прослеживается и в марте, и прежде всего она обусловлена увеличением экспортных перевозок угля, нефти и нефтепродуктов, руды и зерна.
В первом квартале 2012 года перевозки угля оказались выше, чем в первом квартале 2007-го, на 23,1% главным образом в связи с ростом потребления российского угля в Корее, Японии, Китае и открытием терминала "Дальтрансуголь" в порту Ванино. Наш уголь как никогда оказался востребован и в странах Европы, где температура оказалась ниже климатических норм.
Рост экспорта нефти в марте был связан с началом перевозок сырой нефти в рамках проекта ВСТО через порт Козьмино, вводом новых мощностей (ОАО "ТАНЭКО"), строительством терминала в порту Усть-Луга, а также с благоприятной ценовой конъюнктурой - стоимость сырой нефти превысила $125 за баррель. В марте текущего года по сравнению с тем же месяцем 2007 года значительно, на 22,1%, выросли и экспортные поставки руды, в основном в Китай, в рамках подписанных ОАО "ХК "Металлоинвест" контрактов.
В марте доля экспортных перевозок через припортовые станции составила 55% от общего экспорта, перевезенного по сети, что на 13% выше, чем в марте 2007 года. Данная динамика обусловлена строительством новых портовых мощностей в Усть-Луге, Ванине, Козьмине. Основное увеличение как за первый квартал, так и за март 2012 года по сравнению с аналогичными периодами 2007 года наблюдается через порты Дальнего Востока и Северо-Запада России. Пристальное внимание уделяется вопросам организации перевозок в связи с проведением весенних полевых работ. Они в центре внимания координационных советов, созданных под председательством начальников дорог. Для обеспечения перевозок сельхозгрузов разработан и реализуется план мероприятий, утвержденный 2 марта 2012 года вице-президентом компании Анатолием Краснощеком. Для координации действий по качественному выполнению данного плана на сети дорог созданы оперативные группы.
В планах на апрель отгрузить 105,6 млн тонн, что на 2,2% выше уровня прошлого года. Намеченные рубежи вполне выполнимы, особенно если учесть наличие в достаточном объеме грузовой базы. В то же время сдерживающими факторами по-прежнему остаются неблагоприятные погодные условия. В первой декаде апреля из-за тайфунов, метелей, ураганного ветра, шторма закрывались дальневосточные порты Ванино, Находка, суда выводились на рейд. Нехарактерные для апреля погодные явления с низкими температурами, метелями и снегопадами наблюдались и в Центральной России, что негативно сказывалось на эксплуатационной обстановке на полигонах российских железных дорог. Все еще остаются трудности, связанные со сложной ледовой обстановкой в портах на побережьях Черного и Азовского морей.


Газета "Гудок", 17 апреля 2012 г.


Возврат к списку