БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Шувалов поможет РЖД

26.04.2012

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поддержал "Российские железные дороги" (РЖД) в вопросе введения долгосрочных железнодорожных тарифов на грузоперевозки. Предполагается, что тарифы будут устанавливаться на три-пять лет, а система тарифообразования может базироваться на системе RAB. Подобный метод регулирования уже функционирует в энергетике и привел к росту тарифов как минимум на 12 - 13%.
О том, что правительство готово рассмотреть возможность перехода на долгосрочную систему установления тарифов на услуги РЖД, сообщил вчера на конференции НП "ОПЖТ" президент РЖД Владимир Якунин. По его словам, это предложение прозвучало 24 апреля на совещании у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова и было поддержано его участниками. "Единая форма тарифов должна быть установлена как минимум на три года, а лучше на пять лет", - отметил г-н Якунин.
Эту информацию подтвердил и представитель аппарата Игоря Шувалова, заявивший, что долгосрочное регулирование ж/д тарифов на грузоперевозки будет реализовано по системе RАВ (Regulatory Asset Base - регулируемая база капитала), в которую закладывается инвестсоставляющая. Эта система сейчас уже используется электросетевыми компаниями и работает по принципу возврата на инвестированный капитал. Считается, что регулирование тарифов по методу доходности инвестированного капитала должно решить одну из главных проблем энергетического комплекса - привлечение средств для его развития. Однако сейчас правительство приняло программу "перезагрузки RAB" в связи с тем, что в ряде регионов заданные темпы инвестпрограмм сетевых организаций превышают потребности регионов.
Как сообщил РБК daily старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович, долгосрочная методика расчета тарифов позволит ж/д госмонополии рассчитывать программу инвестиций не на один год, как сейчас, а на три-пять лет. При этом РЖД рассчитывают на то, что в тариф будет включена инвестсоставляющая, отметил г-н Гапанович. Предполагаемые сроки перехода на новую систему он не назвал, однако, по его словам, "это предмет обсуждения в самое ближайшее время".
В Федеральной службе по тарифам (ФСТ), производящей расчет тарифов по системе RAB для энергетиков, отказались комментировать ситуацию, уточнив, что им ничего не известно о внедрении подобной практики в железнодорожном секторе. Замдиректора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Гамид Булатов заявил РБК daily, что возможность перехода РЖД на систему RAB исключена. "Применение RAB-методики в энергетике показало неготовность естественных монополий к применению этого безусловно потенциально эффективного инструмента.
Вводить подобную меру в сфере ж/д транспорта бессмысленно", - отмечает чиновник. Между тем Минэкономразвития считает целесообразным введение долгосрочных тарифов для естественных монополий сроком не менее пяти лет и без возможности переиндексации.
Последние три года темпы роста тарифов постепенно снижались: если в 2010 году прирост составил 9,4%, в 2011 году - 8%, то в этом году только 6%, рассуждает Анна Долайчук из инвесткомпании "Метрополь". Переход на систему RAB позволит РЖД обеспечить дополнительный приток инвестиций, уверена аналитик. По ее оценкам, до 2020 года ежегодный объем инвестиций железнодорожной монополии должен составлять не менее 200 млрд руб. В то же время, напоминает г-жа Долайчук, в энергетике переход на систему RAB привел к росту тарифов в среднем на 12 - 13%.
РЖД не раз высказывались о необходимости повышения тарифов на грузовые перевозки. Так, в конце 2010 года госмонополия представила расчеты, в соответствии с которыми рост на 2012 год должен был составить 23%, или же компании потребуется компенсация выпадающих доходов в размере 147 млрд руб. Позднее РЖД предложили проиндексировать в 2012 году грузотариф на 11,7% и выделить компании госсубсидию в размере 40 млрд руб. Однако в конечном итоге рост тарифов составил 6%.


Газета "РБК Daily", 26 апреля 2012 г.


Возврат к списку