Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

До 2030 года нужно обеспечить закупку 395 тыс. новых грузовых вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Обновление парка грузовых вагонов до 2030 года должно быть обеспечено в объеме 395 тыс. единиц, сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов. По его словам, в компании провели анализ суммарного выбытия вагонного парка в перспективе до 2030 года.

До 2025 года по истечению срока службы будет списано 241 тыс. вагонов. А в период с 2025 по 2030 год выбудет еще 153,6 тыс. вагонов. М. Сапетов отметил, что для обеспечения бесперебойной перевозки грузов до 2030 года необходимо обеспечить закупку грузовых вагонов в объеме 395 тыс. единиц.

Для ОАО РЖД придумывают новый тариф

КОММЕРСАНТ: Владельцы вагонов опасаются роста своих расходов

Как выяснил " Ъ", комитет Госдумы по транспорту одобрил поправки к уставу железнодорожного транспорта, которые, как считают на рынке, могут создать дополнительный источник доходов для ОАО РЖД. Речь идет о том, что операторы должны будут отдельно оплачивать отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Операторы опасаются, что ОАО РЖД, которое само принимает решение об отцепке и решает, кто виноват, будет перекладывать все расходы на владельцев вагонов.

До конца года планируется списать почти 8 тыс. вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Еще 8 тыс. грузовых вагонов планируется списать до конца года, об этом в рамках конференции, организованной газетой "Гудок", сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов.

Он напомнил, что по состоянию на 1 августа 2017 года общий парк составляет около 1,07 млн вагонов. "За 8 месяцев текущего года у вагоностроительных предприятий было приобретено и зарегистрировано 34,9 тыс. вагонов. За этот же период по сроку службы выбыло 35,7 тыс. вагонов. До конца года, согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД", выбытию подлежат еще почти 8 тыс. вагонов", – пояснил он. Закупка нового подвижного состава, по его словам, также запланирована на уровне порядка 8 тыс. единиц, это позволит сохранить баланс.

Экспорт в контейнерах – дело тонкое

04.09.2017


Несмотря на множество программ по развитию несырьевого экспорта его доля в структуре внешней торговли РФ, по расчетам Российского экспортного центра (РЭЦ), слегка выше 50%, а в перевозках по РЖД – и того меньше. Однако работа в этом направлении ведется. Например, не так давно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень продукции, товаров, работ и услуг, экспорт которых будет поддерживаться федеральными органами в приоритетном порядке. Пока же контейнеры в обратном направлении возвращаются пустыми. Зачем мы платим за порожняк и почему не можем наладить обратную загрузку?

Все пути ведут в АТР?

Согласно документу, поддерживать планируется экспорт как машиностроительной, так и, например, фармацевтичес¬кой и легкой промышленности. Кроме того, особое внимание будет уделяться наращиванию экспорта товаров народного потребления – это как раз та самая категория, которая тяготеет к перевозке в контейнерах.

Сегодня много говорится о контейнеризации, и этот показатель, безусловно, растет. Однако коэффициент грузов, перевозимых в контейнерах, от общего объема контейнеризуемых товаров на железной дороге по итогам 2016 года составил 5,3% по сравнению с 4,9% годом ранее, сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания – филиале ОАО «РЖД». Это в 3 раза ниже уровня контейнеризации в ЕС и почти в 4 раза, чем в США. Соответственно, повышение уровня контейнеризации в средне- и долгосрочной перспективе будет одним из основных факторов роста контейнерного рынка. Для этого операторы и РЖД увеличивают скорость доставки, развивают сервисы и технологии по обработке контейнеров и контейнерных поездов. Но что же сдерживает развитие контейнерных перевозок в России и на экспорт и как обойти острые углы?

 Начальник отдела анализа рынков компании «Открытие Брокер» Константин Бушуев отмечает, что сегодня рост спроса на контейнерные перевозки формируется преимущественно за счет стран Азии, а также других развивающихся государств. «С середины 2015 года контейнерные перевозки вновь пошли в рост. Основные проблемы здесь – недостаточные темпы восстановления потребительского спроса, отягощенные низкими доходами населения, а также малая доля производства технологичных потребительских товаров в обрабатывающей промышленности», – считает эксперт.

По данным Российского экспортного центра, основной вклад в увеличение общего экспорта в первой половине 2017 года внесло топливо (75% совокупного прироста), а несырьевого неэнергетического – металлопродукция (45%), продовольствие (16%) и химические товары (15%). В общем экспорте доля несырьевых товаров снизилась на 0,7 п. п. по сравнению с I полугодием 2016-го и составила 53,7%, несырьевых неэнергетических товаров – на 3 п. п. (до 34,1%). Во второй половине года ожидается некоторое повышение доли несырьевых неэнергетических товаров в силу сезонных особенностей экспорта и рыночной конъюнктуры. Тем не менее сегодня российский экспорт – это не только сырье. «У России, помимо традиционного экспорта углеводородов и продуктов нефтехимии, сейчас несколько активно развивающихся направлений. Из них наиболее популярные – продукция деревообработки и продукты питания», – отмечает генеральный директор Petra Logistics Олег Семенов.

Так, ООО «Объединенные кондитеры» отправляет в контейнерах в Китай, Туркмению и Монголию карамель, шоколад, печенье, шоколадные конфеты, зефир, пастилу, сухие завтраки, вафли, вафельные торты, мармелад, бисквиты, пряники. Такой способ доставки в компании предпочитают потому, что товар приходит в минимальные сроки и сохраняет качество продукции в момент реализации.

По наблюдениям генерального директора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика, именно несырьевой экспорт является самым перспективным. «Этот сервис «РЖД Логистика» запустила почти полгода назад, и за это время нам удалось добиться впечатляющих результатов. Мы действительно совершили прорыв в отрасли, когда впервые организовали ускоренные контейнерные поезда из России в Китай с очень хорошими сроками доставки – не более 14 суток. Поначалу нам стоило значительных усилий привлечь первых грузоотправителей, однако мы протестировали сервис, смогли устранить некоторые недочеты и в итоге наладили работу», – рассказывает глава компании.

Отметим, что этот проект был реализован вместе с Российским экспортным центром. Таким образом, участники рынка совместными усилиями стараются донести ценность нового продукта до российских экспортеров. «B результате мы вывели этот сервис на регулярную основу: поезда отправляются раз в две недели. Безусловно, это было бы невозможно без заинтересованности российских производителей в продвижении своих товаров в Китае. На сегодняшний день наша компания организовала доставку продуктов питания, легковых автомобилей, металлов, пластмасс и изделий из них, а также синтетических моющих средств», – говорит В. Валентик.

Объемы пока небольшие, но в РЖДЛ уверены, что в дальнейшем произойдет увеличение спроса со стороны грузоотправителей в России и грузополучателей в Китае. По мнению участников рынка, этому будет способствовать принятое не так давно решение правительства о выделении транспортных субсидий. «Отличный пример – субсидирование экспорта в Китае как инструмент господдержки собственной экономики. Государство частично компенсирует своим производителям транспортные расходы при экспорте в Европу по Шелковому пути. Как итог – двукратный рост объема перево-зок из КНР в страны ЕС только за последний год», – комментирует В. Валентик.

По данным РЭЦ, при общем увеличении экспорта с начала года на 29% наибольшие темпы показал экспорт в Юго-Восточную Азию (+64%), Восточную Азию (+34%), Восточную Европу (+33%), а также трейдерам и в офшоры (+33%). Худшая динамика зафиксирована по экспорту в Тропическую Африку (-13%). Главными контрагентами России по экспорту в I полугодии 2017-го традиционно были Нидерланды (11,2%) и Китай (10,9%), третье место заняла Германия (7,3%).

Не без помощи государства

По мнению В. Валентика, субсидирование может помочь как производителям-новичкам, только выходящим на азиатский рынок, так и опытным экспортерам для дополнения, а иногда и замещения традиционных морских перевозок сухопутными маршрутами. «Сегодня доставка по железной дороге в 3 раза быстрее, чем по морю. Если она будет еще и сопоставима по цене, это значительно увеличит потенциал несырьевого российского экспорта», – уверен он.

По словам ведущего специалиста по таможенному оформлению ООО «Объединенные кондитеры» Руслана Насонова, при выборе способа доставки продукции на экспорт их компания ориентируется на стоимость услуг и сроки доставки. Поэтому он уверен, что рост несырьевого экспорта в контейнерах, в том числе по железной дороге, возможен при повышении внешнеэкономического развития на всемирном рынке в части продуктов питания. Этому будет способствовать и относительно невысокая стоимость транспортирОВКи продукции, и оптимальные сроки доставки. Развитие перевозок позволит увеличить периодичность отправки сцепов и снизить стоимость доставки за счет возврата импорта.

Эксперты также отмечают, что представителям малого и среднего бизнеса достаточно сложно организовать отправку из-за того, что масштабы их груза неинтересны РЖД. «Если ты сравнительно небольшое экспортное предприятие с оборотом от 10 контейнеров, то получить сервис от РЖД, сравнимый с сервисом от морских линий, практически невозможно. К тому же ставки на море сейчас от $1 тыс.», – отмечает О. Семенов.

Однако ситуация постепенно меняется. «Мы как официальный транспортно-логистический оператор экспортного сервиса заинтересованы в привлечении экспортеров, увеличении грузопотока и популяризации перевозок по железной дороге. Но важно отметить, что основную выгоду от мер господдержки получим не мы, а российские товаропроизводители, которые смогут на более выгодных условиях отправлять свою продукцию за рубеж, тем самым развивая российскую экономику», – комментирует В. Валентик.

В то же время К. Бушуев отмечает, что усиление конкуренции на контейнерном рынке России уже положительно сказывается на динамике перевозок. «Но пока внутренний потребительский спрос остается слабым, импорт продукции в контейнерах может быть под давлением. При этом для развития экспорта в контейнерах России необходимо повышать конкурентоспособное производство потребительских и технологичных изделий, так как именно эти категории товаров, а не сырье используют контейнерные перевозки. В этом состоит секрет долгосрочного успеха российской экономики. Решение этой задачи, в свою очередь, будет способствовать более эффективному грузообороту контейнеров», – резюмирует он.

http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/eksport-v-konteynerakh-delo-tonkoe/


Возврат к списку