Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Порожние вагоны уравняли в цене

10.05.2012

Условия перевозки грузов по железной дороге изменятся. Правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) после почти пяти лет обсуждения все же утвердило унификацию тарифов на порожний пробег вагонов. Специалисты ожидают сокращения доходности бизнеса железнодорожных операторских компаний, стабилизации ситуации с загруженностью инфраструктуры ОАО РЖД и, возможно, повышения на 5-8% цен на перевозку угля и металлов.
В конце прошлой недели правление ФСТ утвердило унификацию тарифов на порожний пробег вагонов независимо от рода и класса ранее перевозимого груза. По словам участников совещания, изменения вступят в силу с 1 ноября. С этого момента тарифы на перегон пустого вагона не будут зависеть от того, какой груз перевозился в нем до этого. То есть если в вагоне находился дорогой груз, например металл (груз так называемого третьего класса), то перегон пустого вагона из-под него тоже оплачивался дороже среднего уровня. Соответственно, перегон порожнего вагона после дешевого массового груза, например угля (груз первого класса), стоил дешевле.
Такая система была выстроена для обеспечения равнодоходности перевозок грузов разной стоимости. Но эксперты обращали внимание на то, что разная стоимость перевозки одного и того же пустого вагона, осуществляемой ОАО РЖД, противоречит логике, ведь затраты для перевозчика в обоих случаях равны. Кроме того, фактически установленная система не выравнивала стоимость перевозки. Операторы активно использовали практику отмыва вагона: после выгрузки дорогого груза подыскивался дешевый для перевозки на минимальное расстояние. После этого вагон дешево отправлялся в точку погрузки. В 2008- 2009 годах на Дальнем Востоке около припортовых станций появились компании, которые продавали щебенку и песок (груз первого класса) специально для отмыва и выбора тарифа на порожний перегон.
Такая система существенно влияла на логику перемещения вагонов. С одной стороны, дорогие вагоны могли ждать появления вблизи груза для перевозки, забивая железнодорожные пути. С другой стороны, подвижной состав, который привозил в порты уголь, не дожидаясь обратной загрузки, шел обратно тысячи километров порожним. Летом прошлого года ситуация с движением по железной дороге накалилась до предела. Участники рынка говорили о тысячах составов, брошенных из-за нехватки локомотивов и пропускных мощностей инфраструктуры (пути и сортировочные станции). В связи с этим разговоры об унификации тарифов на порожний пробег вагонов, которые начались еще в 2007 году, вновь активизировались.
ФСТ ожидает, что новая система тарификации позволит владельцам "беспрепятственно перемещать вагоны со станции разгрузки на станцию погрузки, будет стимулировать их искать попутную загрузку и тем самым сокращать встречные порожние потоки". Аналогичных изменений ожидают и в ОАО РЖД. "Это улучшит станционную работу и снимет технологические проблемы, связанные с движением частных вагонов", - сообщили "Ъ" в пресс-службе монополии.
Однако если технологические последствия нововведений понятны, то прогнозы финансовых изменений у участников процесса разнятся. ОАО РЖД считает, что пока оценить эффект сложно. В материалах ФСТ говорится, что цены не должны вырасти (будут введены понижающие коэффициенты на перевозку грузов первого класса). Но источник "Ъ" в одной из крупных компаний заметил, что угольщикам надо готовиться к росту стоимости перевозки на 7-8%, металлургам - на 5-6%, так как общие затраты операторов "в любом случае увеличатся".
Сами грузоотправители с выводами пока не спешат. "Мы видим определенные риски, связанные с увеличением тарифной нагрузки на кольцевых маршрутах, которые используются в обеспечении производства", - говорит вице-президент НЛМК Александр Сапронов. Многое также будет зависеть от того, сможет ли новая система снизить показатель оборота вагонов. Если это действительно произойдет, добавляет топ-менеджер, появится профицит вагонов, что должно будет снизить стоимость услуг операторских компаний для грузоотправителей.


Газета "Коммерсант", 10 мая 2012 г.


Возврат к списку