Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Нефтяникам не везет

16.05.2012

России грозит новый топливный кризис, предупреждают нефтяные компании. Ространснадзор после нескольких крупных аварий на железной дороге вывел из эксплуатации более 30% цистерн для транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов могут сократить производство или вовсе встать из-за нехватки сырья
Причина грядущего коллапса - предписание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: с 10 мая ведомство ввело запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов. В результате из перевозок сырья выбыло более 30% парка, рассказали несколько сотрудников крупнейших нефтяных компаний.
"Роснефть" , "Лукойл" , "Газпром нефть", ТНК-ВР и "Башнефть" вчера обратились к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой отложить введение запрета на 1 августа, рассказали "Ведомостям" сотрудники этих компаний и подтвердили их представители. Нынешние правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, - недопоставками топлива российским потребителям, пишут нефтяники.
Первые пострадавшие уже есть: вчера нефтяная компания "Альянс" сообщила о вынужденной остановке одной из установок первичной переработки нефти на Хабаровском НПЗ. В результате со вчерашнего дня объем переработки на заводе сократился более чем вдвое (до 5100 т в сутки), говорит представитель компании Андрей Румянцев (его цитирует "Интерфакс"). "Альянс" предупредил Минэнерго о возможном сбое поставок моторного топлива всему Дальневосточному региону, рассказывает чиновник министерства: если ситуация не изменится, в течение трех суток Хабаровский НПЗ может быть полностью остановлен.
У Комсомольского НПЗ "Роснефти" похожие проблемы, говорит источник, близкий к "Транснефти", и признает сотрудник "Роснефти" (представитель это не комментирует). "С конца майских праздников отгрузка на станции Уяр (с нее идет снабжение и Комсомольского, и Хабаровского НПЗ) упала примерно втрое", - говорит один из собеседников "Ведомостей". "Запас прочности Комсомольского завода - пара недель", - добавляет другой.
Проблемы с поставками испытывают и уфимские НПЗ "Башнефти", признает представитель компании, но деталей не раскрывает. Остальные компании сокращения отгрузки пока не ощутили, уверяют их сотрудники. "Но что будет завтра, никто не знает: ситуация нарастает как снежный ком", - обеспокоен сотрудник одной из них. "Распоряжение свалилось как снег на голову, никаких предварительных консультаций с компаниями по этому вопросу не было", - сетует другой нефтяник. "Нужен хотя бы минимальный временной лаг, чтобы всем собраться и выработать решение, приемлемое для всех сторон", - говорит он.
Минтранс получил письмо, но пересматривать сроки запрета на использование цистерн пока не намерен, отмечает представитель министерства: "Есть правила перевозок грузов, и нужно их придерживаться".
В соответствии с техническими требованиями эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%, объяснили " Ведомостям" сотрудники крупного оператора и грузоотправителя. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и "не ломало" при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. "Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом", - поясняет один из собеседников "Ведомостей".
"Виноваты все: и вагоностроители, из-за некачественного литья которых цистерны сходят с рельсов, и операторы, которые допускают перегрузку, и РЖД, по сети которой составы двигаются не с той скоростью", - рассуждает сотрудник крупного железнодорожного оператора. "При этом никто из участников рынка не хочет нести ответственность за грядущий коллапс и терпеть репарационные потери, но кому-то все-таки придется", - уверен он.
Поздно предупредили
Об изменениях в правилах перевозки РЖД предупреждала в конце марта - после ряда крупных аварий на железной дороге, рассказывают сотрудники крупнейших операторов и источник, близкий к РЖД. Один из серьезнейших инцидентов произошел в конце января: в Амурской области с рельсов сошли 17 цистерн с нефтью, площадь разлива составила около 600 кв. м, объем - от 100 до 200 т нефти.


Газета "Ведомости", 16 мая 2012 г.


Возврат к списку