Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Сеть возвращается к инвентарю

21.11.2017


Резервный парк в составе ОАО «РЖД» сможет увеличить перевозки при повышенном предъявлении грузов

В правительстве обсуждается вопрос воссоздания в составе ОАО «РЖД» инвентарного (резервного) парка вагонов для вывоза как можно большего количества грузов. Для этого предстоит ФАС и Минтрансу определиться с условиями его приобретения, содержания и ценами на перевозку.

Как сообщил в четверг после заседания правительства генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, инвентарный парк необходим для вывоза грузов в пиковый период предъявления и влияния на вагонные ставки. Но его создание возможно только после соответствующего решения кабинета министра.

«Нужно прописать дополнительные условия, как этот парк и в какие промежутки времени мог бы использоваться, – пояснил Олег Белозёров. – Ключевая задача – вывезти весь объём грузов, который должна провезти железная дорога».

При этом наличие инвентарного парка в размере 10–20 тыс. вагонов будет решать ещё одну задачу.
«В следующем году необходимо будет проработать механизмы, сдерживающие серьёзный рост вагонной составляющей, – говорит Олег Белозёров. – Очень хотелось бы, чтобы она снижалась, для того чтобы объём работы в целом на железнодорожном транспорте рос. Это тоже будет давать определённую сбалансированность».

Сейчас, по данным портала «Промышленные грузы», на спотовом рынке предоставления подвижного состава ставка за полувагон составляет 1500–1650 руб. за вагон в сутки (без НДС), причём на следующий месяц новые контракты заключаются уже по цене 1800–1900 руб. Опросы грузоотправителей дают понять, что в январе 2018 года они ожидают уже 2000 руб. за вагон. Причём найти их трудно уже сейчас.

На электронной торговой площадке Rail Commerce на 17 ноября средний индекс стоимости полувагона составил 1964 руб. в сутки.

Ранее директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексей Шило говорил журналистам, что в компании есть средства управления парком, подготовленные специалисты, и эта мера действительно может быть определённым стабилизатором ставок на рынке. Однако, учитывая, что этот парк в период пиковых нагрузок будет работать лишь пять-шесть месяцев в году, нужно проработать вопросы его содержания и размещения.

«Если РЖД считают, что в системе не хватает вагонов, пусть купят, ФАС не возражает, – прокомментировал ситуацию «Гудку» заместитель руководителя ФАС Александр Редько. – Если нужны особые правила работы резервного парка – готовы их прописать. Главное – не допускать отказов клиентам в перевозке грузов из-за дефицита вагонов и прекратить задирание цен на предоставление вагонов».
Ранее ФАС пыталась заставить ОАО «Федеральная грузовая компания» как дочернюю структуру РЖД предоставлять по требованию грузоотправителей подвижной состав по цене Прейскуранта 10-01. Однако суд не поддержал такие требования.

«Резервный парк не только создаёт возможности по вывозу грузов в период сезонного роста, но и требует решения ряда принципиальных вопросов у регуляторов, – говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. – Целесообразно проанализировать, как будет функционировать предлагаемый регулятором нерыночный инструмент в сфере, которая уже более 10 лет живёт по рыночным принципам, каковы будут источники инвестиций в закупку вагонов в резервный парк, по какой ставке будет этот парк предоставляться с учётом того, что возместить расходы на его закупку и содержание можно будет только в ограниченные периоды повышенного предъявления грузов к перевозкам, за счёт каких источников будут покрываться убытки от работы парка в случае их наличия, и ряд других вопросов».

В то же время руководитель комиссии по железнодорожному транспорту «ОПОРЫ России» (объединяет небольших грузоотправителей) Андрей Громовой полагает, что более эффективным будет изменение организации перевозок. «Покупка вагонов – это отвлечение очень больших средств при нынешних ценах на новый подвижной состав, притом, что даже при полной загрузке он окупится лишь через 14 лет, – говорит Андрей Громовой. – В то же время РЖД могут обязать операторов не проезжать мимо попутного груза, исключить встречные пробеги порожних вагонов, что поднимет эффективность».

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1393759&archive=2017.11.21


Возврат к списку