ФАС рвется в машинисты

ГАЗЕТА.RU: Федеральная антимонопольная служба намерена вновь установить контроль над рынком железнодорожных операторов. Однако правительство проявляет взвешенную позицию к предложениям службы, оставляя бизнесу и регуляторам право на совместную проработку решений.

Точечный дефицит полувагонов, на который осенью пожаловались производители соли, хлеба, щебня, а также потребители угля, стал поводом для ряда предложений от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Их принятие может кардинально изменить структуру рынка железнодорожных перевозок и сделать ФАС его главным регулирующим органом, чего служба добивается уже не первый год. Однако это противоречит основной функции ФАС – способствовать развитию конкуренции.

Контейнер в портфеле

РБК: Структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова приобрели долю "Трансконтейнера". Новыми акционерами крупнейшего российского контейнерного железнодорожного оператора стали Роман Абрамович и Александр Абрамов. Аналитики полагают, что это портфельная инвестиция и бизнесмены перепродадут свою долю.

В «Трансконтейнер» поместились еще двое

КОММЕРСАНТ: Роман Абрамович и Александр Абрамов приобрели 24,5% крупнейшего в РФ контейнерного оператора «Трансконтейнер» за 14,7 млрд руб. у близкого к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние». На фоне обсуждений механизмов продажи принадлежащего монополии контрольного пакета «Трансконтейнера» появление новых инвесторов стало неожиданностью для рынка. Собеседники “Ъ” и эксперты разошлись во мнениях о целях данной сделки. Высказываются и версия покупки в личных интересах с возможным увеличением доли в компании, и предположение о перепродаже пакета — как с целью заработать, так и в рамках договоренностей с неизвестным пока бенефициаром.

Сеть возвращается к инвентарю

21.11.2017


Резервный парк в составе ОАО «РЖД» сможет увеличить перевозки при повышенном предъявлении грузов

В правительстве обсуждается вопрос воссоздания в составе ОАО «РЖД» инвентарного (резервного) парка вагонов для вывоза как можно большего количества грузов. Для этого предстоит ФАС и Минтрансу определиться с условиями его приобретения, содержания и ценами на перевозку.

Как сообщил в четверг после заседания правительства генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, инвентарный парк необходим для вывоза грузов в пиковый период предъявления и влияния на вагонные ставки. Но его создание возможно только после соответствующего решения кабинета министра.

«Нужно прописать дополнительные условия, как этот парк и в какие промежутки времени мог бы использоваться, – пояснил Олег Белозёров. – Ключевая задача – вывезти весь объём грузов, который должна провезти железная дорога».

При этом наличие инвентарного парка в размере 10–20 тыс. вагонов будет решать ещё одну задачу.
«В следующем году необходимо будет проработать механизмы, сдерживающие серьёзный рост вагонной составляющей, – говорит Олег Белозёров. – Очень хотелось бы, чтобы она снижалась, для того чтобы объём работы в целом на железнодорожном транспорте рос. Это тоже будет давать определённую сбалансированность».

Сейчас, по данным портала «Промышленные грузы», на спотовом рынке предоставления подвижного состава ставка за полувагон составляет 1500–1650 руб. за вагон в сутки (без НДС), причём на следующий месяц новые контракты заключаются уже по цене 1800–1900 руб. Опросы грузоотправителей дают понять, что в январе 2018 года они ожидают уже 2000 руб. за вагон. Причём найти их трудно уже сейчас.

На электронной торговой площадке Rail Commerce на 17 ноября средний индекс стоимости полувагона составил 1964 руб. в сутки.

Ранее директор по коммерческой деятельности ОАО «РЖД» Алексей Шило говорил журналистам, что в компании есть средства управления парком, подготовленные специалисты, и эта мера действительно может быть определённым стабилизатором ставок на рынке. Однако, учитывая, что этот парк в период пиковых нагрузок будет работать лишь пять-шесть месяцев в году, нужно проработать вопросы его содержания и размещения.

«Если РЖД считают, что в системе не хватает вагонов, пусть купят, ФАС не возражает, – прокомментировал ситуацию «Гудку» заместитель руководителя ФАС Александр Редько. – Если нужны особые правила работы резервного парка – готовы их прописать. Главное – не допускать отказов клиентам в перевозке грузов из-за дефицита вагонов и прекратить задирание цен на предоставление вагонов».
Ранее ФАС пыталась заставить ОАО «Федеральная грузовая компания» как дочернюю структуру РЖД предоставлять по требованию грузоотправителей подвижной состав по цене Прейскуранта 10-01. Однако суд не поддержал такие требования.

«Резервный парк не только создаёт возможности по вывозу грузов в период сезонного роста, но и требует решения ряда принципиальных вопросов у регуляторов, – говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. – Целесообразно проанализировать, как будет функционировать предлагаемый регулятором нерыночный инструмент в сфере, которая уже более 10 лет живёт по рыночным принципам, каковы будут источники инвестиций в закупку вагонов в резервный парк, по какой ставке будет этот парк предоставляться с учётом того, что возместить расходы на его закупку и содержание можно будет только в ограниченные периоды повышенного предъявления грузов к перевозкам, за счёт каких источников будут покрываться убытки от работы парка в случае их наличия, и ряд других вопросов».

В то же время руководитель комиссии по железнодорожному транспорту «ОПОРЫ России» (объединяет небольших грузоотправителей) Андрей Громовой полагает, что более эффективным будет изменение организации перевозок. «Покупка вагонов – это отвлечение очень больших средств при нынешних ценах на новый подвижной состав, притом, что даже при полной загрузке он окупится лишь через 14 лет, – говорит Андрей Громовой. – В то же время РЖД могут обязать операторов не проезжать мимо попутного груза, исключить встречные пробеги порожних вагонов, что поднимет эффективность».

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1393759&archive=2017.11.21


Возврат к списку