БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Вагоны ходят по рукам

21.05.2012

Намечаются по крайней мере две потенциальные сделки с участием крупнейших российских операторов подвижного состава. Сначала стало известно, что в конкурсе по продаже универсального железнодорожного оператора "Трансгарант ", входящего в транспортную группу FESCO Сергея Генералова, определен победитель: компания "Нефтетранссервис " братьев Аминовых. Потом появилась информация о том, что между Первой грузовой компанией (ПГК) Владимира Лисина и "Трансойлом" Геннадия Тимченко ведутся переговоры о продаже "Трансойлу" 10 тыс. цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов.
"Нефтетранссервис", начинавший как один из крупнейших частных перевозчиков нефти и нефтепродуктов, с 2009 года активно меняет структуру перевозок и, соответственно, парка вагонов. На начало 2012 года ему принадлежало 38 тыс. полувагонов и 21,2 тыс. цистерн. Из общих объемов погрузки компании (71 млн тонн) на нефтяные грузы приходится только 35%. С приобретением "Трансгаранта" (14,53 тыс. вагонов) "Нефтетрансервис " увеличит как парк полувагонов, так и парк специализированных вагонов. Сумма сделки, по разным оценкам, составляет около 400 млн долларов. Выкупив "Трансгарант", "Нефтетрансервис" станет третьим по величине железнодорожным оператором России после ПГК и Второй грузовой компании.
Впрочем, договор "Трансгаранта" с "Нефтетранссервисом" еще не подписан, а 17 мая появились сведения о переговорах между Сергеем Генераловым и группой "Сумма" Зиявудина Магомедова о продаже всей группы FESCO, включая "Трансгарант ", "Сумме". ( В FESCO от комментариев по этому поводу отказались.) "Сумма" направила в ФАС ходатайство о приобретении 56% акций FESCO. Если сделка состоится, то "Сумма" станет самым мощным игроком на транспортном рынке России. Сейчас ей принадлежат два крупнейших порта в Новороссийске и Приморске, а после завершения сделки к ним добавится еще один порт во Владивостоке, Дальневосточное морское пароходство, три железнодорожных оператора.
Возможно, решение о продаже группы было принято из-за того, что РЖД противодействуют приватизации компании "Трансконтейнер ", на которую приходится половина перевозок контейнеров на железнодорожном транспорте. Между тем FESCO была заинтересована в увеличении своей доли в "Трансконтейнере", где ей уже принадлежит около 20% акций. Помимо этого на паритетных началах с РЖД FESCO владеет 50-процент- ным пакетом оператора маршрутных контейнерных поездов "Русская тройка". (Именно контейнерные перевозки, как не раз заявляли представители FESCO, являются для компании наиболее интересным направлением развития.) Что касается "Трансойла", то готовящаяся сделка с ПГК укрепит его позиции на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов. Компания занимает второе место в России после ПГК как по величине парка цистерн для нефтепродуктов, так и по объемам их перевозки. В управлении у "Трансойла" на конец 2011 года находилось 29 тыс. цистерн, но 49% из них были арендованными. Для сохранения позиций одного из лидеров в сфере перевозок нефтепродуктов "Трансойлу" требовалось быстро нарастить парк собственных цистерн. Приобретение крупной партии у ПГК как раз решает эту задачу, увеличив почти в 1,7 раза количество цистерн в собственности компании. Стоимость предложенных к продаже цистерн оценивается в 400-500 млн долларов.
Правда, возникает вопрос, насколько выгодна эта сделка ПГК. У компании в собственности почти 66 тыс. цистерн, значительная часть которых ранее была отдана в аренду. В начале 2012 года ПГК объявила о консолидации цистернового парка под своим управлением и вот теперь продает шестую часть своих цистерн. По одной из версий, причиной такого развития событий могла быть договоренность между Владимиром Лисиным и Геннадием Тимченко о том, что на конкурсе по приватизации ПГК, состоявшемся в прошлом году, "Трансойл" позволяет победить лисинской Независимой транспортной компании, а в обмен ПГК продает "Трансойлу" часть парка цистерн.

Журнал "Эксперт", 21 мая 2012 г.


Возврат к списку