ГК РТК отложила IPO ради нового инвестора

КОММЕРСАНТ: Группа компаний РТК, владеющая крупнейшими активами в сфере железнодорожной перевозки зерна и леса, отложила IPO на Лондонской фондовой бирже на $300 млн ради реализации частной сделки. Инвестор не раскрывается, однако, по мнению экспертов, это серьезный игрок с масштабными планами на будущее.

Рельсовое равноправие

КОММЕРСАНТ: Союз операторов железнодорожного транспорта выступил против идеи ОАО РЖД дать возможность отдельным компаниям получать приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Так монополия хочет решить проблему недостаточной пропускной способности экспортных направлений. СОЖТ предлагает сначала провести детальные расчеты возможного роста грузопотока, предупреждая, что введение take-or-pay может привести к возникновению рынка перепродаж. Аналитики называют скепсис операторов ожидаемым и в целом обоснованным.

Logbox группы Freight Village Ru договорился об обслуживании на терминалах РЖД

ИНТЕРФАКС: ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Логбокс" (работает под брендом Logbox) договорились о развитии контейнерных перевозок и терминально-складской деятельности в РФ. Стороны подписали соответствующее соглашение, сообщила монополия.

Вагоны ходят по рукам

21.05.2012

Намечаются по крайней мере две потенциальные сделки с участием крупнейших российских операторов подвижного состава. Сначала стало известно, что в конкурсе по продаже универсального железнодорожного оператора "Трансгарант ", входящего в транспортную группу FESCO Сергея Генералова, определен победитель: компания "Нефтетранссервис " братьев Аминовых. Потом появилась информация о том, что между Первой грузовой компанией (ПГК) Владимира Лисина и "Трансойлом" Геннадия Тимченко ведутся переговоры о продаже "Трансойлу" 10 тыс. цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов.
"Нефтетранссервис", начинавший как один из крупнейших частных перевозчиков нефти и нефтепродуктов, с 2009 года активно меняет структуру перевозок и, соответственно, парка вагонов. На начало 2012 года ему принадлежало 38 тыс. полувагонов и 21,2 тыс. цистерн. Из общих объемов погрузки компании (71 млн тонн) на нефтяные грузы приходится только 35%. С приобретением "Трансгаранта" (14,53 тыс. вагонов) "Нефтетрансервис " увеличит как парк полувагонов, так и парк специализированных вагонов. Сумма сделки, по разным оценкам, составляет около 400 млн долларов. Выкупив "Трансгарант", "Нефтетрансервис" станет третьим по величине железнодорожным оператором России после ПГК и Второй грузовой компании.
Впрочем, договор "Трансгаранта" с "Нефтетранссервисом" еще не подписан, а 17 мая появились сведения о переговорах между Сергеем Генераловым и группой "Сумма" Зиявудина Магомедова о продаже всей группы FESCO, включая "Трансгарант ", "Сумме". ( В FESCO от комментариев по этому поводу отказались.) "Сумма" направила в ФАС ходатайство о приобретении 56% акций FESCO. Если сделка состоится, то "Сумма" станет самым мощным игроком на транспортном рынке России. Сейчас ей принадлежат два крупнейших порта в Новороссийске и Приморске, а после завершения сделки к ним добавится еще один порт во Владивостоке, Дальневосточное морское пароходство, три железнодорожных оператора.
Возможно, решение о продаже группы было принято из-за того, что РЖД противодействуют приватизации компании "Трансконтейнер ", на которую приходится половина перевозок контейнеров на железнодорожном транспорте. Между тем FESCO была заинтересована в увеличении своей доли в "Трансконтейнере", где ей уже принадлежит около 20% акций. Помимо этого на паритетных началах с РЖД FESCO владеет 50-процент- ным пакетом оператора маршрутных контейнерных поездов "Русская тройка". (Именно контейнерные перевозки, как не раз заявляли представители FESCO, являются для компании наиболее интересным направлением развития.) Что касается "Трансойла", то готовящаяся сделка с ПГК укрепит его позиции на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов. Компания занимает второе место в России после ПГК как по величине парка цистерн для нефтепродуктов, так и по объемам их перевозки. В управлении у "Трансойла" на конец 2011 года находилось 29 тыс. цистерн, но 49% из них были арендованными. Для сохранения позиций одного из лидеров в сфере перевозок нефтепродуктов "Трансойлу" требовалось быстро нарастить парк собственных цистерн. Приобретение крупной партии у ПГК как раз решает эту задачу, увеличив почти в 1,7 раза количество цистерн в собственности компании. Стоимость предложенных к продаже цистерн оценивается в 400-500 млн долларов.
Правда, возникает вопрос, насколько выгодна эта сделка ПГК. У компании в собственности почти 66 тыс. цистерн, значительная часть которых ранее была отдана в аренду. В начале 2012 года ПГК объявила о консолидации цистернового парка под своим управлением и вот теперь продает шестую часть своих цистерн. По одной из версий, причиной такого развития событий могла быть договоренность между Владимиром Лисиным и Геннадием Тимченко о том, что на конкурсе по приватизации ПГК, состоявшемся в прошлом году, "Трансойл" позволяет победить лисинской Независимой транспортной компании, а в обмен ПГК продает "Трансойлу" часть парка цистерн.

Журнал "Эксперт", 21 мая 2012 г.


Возврат к списку