Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Нефтяники отбили цистерны

21.05.2012

После ряда крупных аварий на железной дороге Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ввела ограничения на использование цистерн для транспортировки светлых нефтепродуктов: с 10 мая ведомство запретило перевозить в них нефть и темные нефтепродукты. Новые правила действовали недолго: с 18 мая запрет отменен, говорится в телеграмме РЖД, разосланной в минувшую пятницу "дочкам" монополии (копия есть у "Ведомостей").
Решение снять ограничения было принято на совещании межведомственной рабочей группы в Минэнерго 18 мая, рассказали "Ведомостям" два участника заседания (представитель Минэнерго от комментариев отказался). Причина - угроза топливного кризиса в стране. О ней на минувшей неделе предупреждали власти нефтяники: под запрет Ространснадзора подпало более 30% парка, что чревато недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ и срывом производственной программы. Эффект от новых правил перевозки многие нефтяные компании ощутили всего за неделю. Так, "Альянс" заявил, что был вынужден вдвое сократить объем переработки на Хабаровском НПЗ, а ТНК-ВР - снизить добычу нефти. Сотрудники "Роснефти" и "Башнефти" рассказывали "Ведомостям", что проблемы с поставками сырья испытывают Комсомольский и уфимские НПЗ.
Крупнейшие нефтяные холдинги попросили министра транспорта Игоря Левитина отложить введение ограничений до 1 августа. Это уже не первая отсрочка: изначально запрет планировалось ввести еще в апреле, но тогда чиновники пошли навстречу участникам рынка и перенесли введение новых правил на май. Новую отсрочку ни Минтранс, ни РЖД не поддерживали. "Есть правила перевозок грузов, и нужно их придерживаться", - говорил представитель министерства.
Чтобы привести просьбу нефтяников в соответствие с требованиями РЖД, чиновники обязали вагоностроительные компании внести изменения в техническую документацию цистерн, рассказывают участники совещания в Минэнерго. Если раньше в документах прописывались ограничения по типу груза, то теперь отталкиваться будут от плотности, поясняет один из них.
Цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. "Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом", - поясняет сотрудник крупного оператора.
Загружать цистерну не полностью не всегда возможно, добавляет сотрудник крупного вагоностроительного завода: в соответствии с техническими требованиями эксплуатации "бочки" должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и "не ломало" при перегрузе, поясняет он.
Менять техдокументацию по требованию чиновников опасно, считают собеседники "Ведомостей". Подобные изменения должны быть обоснованными и вноситься после тщательных расчетов и испытаний. В противном случае это грозит перегрузами и авариями, говорят они. "Надежда только на то, что РЖД ужесточит контроль над грузами", - отмечает один из собеседников "Ведомостей".
Крупнейшие поставщики цистерн на российский рынок - украинский "Азовмаш" и "Уралвагонзавод". Представитель последнего говорит, что цистерны завода универсальные и изначально рассчитаны на перевозку и темных, и светлых нефтепродуктов, поэтому менять техдокументацию не придется. С представителями "Азовмаша", Минтранса и РЖД связаться не удалось.-
Оправданное ужесточение
Ужесточить правила перевозки РЖД решила после ряда крупных аварий. Последняя произошла 10 мая: в Амурской области с рельсов сошло и перевернулось две цистерны с нефтью. А крупнейший инцидент произошел там же в конце января: с рельсов сошло 17 цистерн с нефтью, площадь разлива составила около 600 кв. м, объем - от 100 до 200 т нефти. Ущерб (без учета экологии) оценивался в 80 млн руб.


Газета "Ведомости", 21 мая 2012 г.


Возврат к списку