ФАС рвется в машинисты

ГАЗЕТА.RU: Федеральная антимонопольная служба намерена вновь установить контроль над рынком железнодорожных операторов. Однако правительство проявляет взвешенную позицию к предложениям службы, оставляя бизнесу и регуляторам право на совместную проработку решений.

Точечный дефицит полувагонов, на который осенью пожаловались производители соли, хлеба, щебня, а также потребители угля, стал поводом для ряда предложений от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Их принятие может кардинально изменить структуру рынка железнодорожных перевозок и сделать ФАС его главным регулирующим органом, чего служба добивается уже не первый год. Однако это противоречит основной функции ФАС – способствовать развитию конкуренции.

Контейнер в портфеле

РБК: Структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова приобрели долю "Трансконтейнера". Новыми акционерами крупнейшего российского контейнерного железнодорожного оператора стали Роман Абрамович и Александр Абрамов. Аналитики полагают, что это портфельная инвестиция и бизнесмены перепродадут свою долю.

В «Трансконтейнер» поместились еще двое

КОММЕРСАНТ: Роман Абрамович и Александр Абрамов приобрели 24,5% крупнейшего в РФ контейнерного оператора «Трансконтейнер» за 14,7 млрд руб. у близкого к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние». На фоне обсуждений механизмов продажи принадлежащего монополии контрольного пакета «Трансконтейнера» появление новых инвесторов стало неожиданностью для рынка. Собеседники “Ъ” и эксперты разошлись во мнениях о целях данной сделки. Высказываются и версия покупки в личных интересах с возможным увеличением доли в компании, и предположение о перепродаже пакета — как с целью заработать, так и в рамках договоренностей с неизвестным пока бенефициаром.

ОАО РЖД поедет за полтора процента

06.12.2017


Правительство наконец согласовало надбавку к тарифу

ОАО РЖД получит в 2018 году дополнительную надбавку к тарифу на грузоперевозки в 1,5% — такое решение принято на совещании у Дмитрия Медведева. В общей сложности индексация тарифа монополии составит 5,4%, средства пойдут на компенсацию эффекта от регуляторных решений. Помимо ранее звучавших предложений на совещании обсуждался и ряд новых мер, в том числе стимулирование через тариф на порожний пробег участия операторов в электронных торгах вагонами.

Во вторник на совещании у Дмитрия Медведева в Горках, посвященном тарифному регулированию железнодорожных перевозок на 2018 год и далее, было наконец принято решение о предоставлении ОАО РЖД в 2018 году дополнительной индексации тарифа в 1,5%. Эти средства, объяснил премьер, пойдут на то, чтобы «возместить в определенных пределах принятые налоговые решения, отбалансировать их». Это уже третье обоснование надбавки: ранее она уже побывала целевыми ассигнованиями на снятие инфраструктурных ограничений и на локомотивный парк. В совещании помимо премьера участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович, гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров, глава ФАС Игорь Артемьев и первый заместитель руководителя аппарата правительства Максим Акимов.

Названные премьером 1,5% несколько меньше 1,9%, о которых ранее просило ОАО РЖД, и даже меньше 1,78%, которые обсуждали на совещании у Аркадия Дворковича в конце ноября. В общей сложности новый размер надбавки даст монополии примерно 21 млрд руб. дополнительных поступлений в 2018 году. Также, согласно ранее принятым решениям, сам тариф будет проиндексирован на 3,9%, и в нем будут увековечены 2%, выданные на 2017 год, которые должны были изъять из базы индексации тарифа уже в 2018 году. В совокупности решения правительства дадут ОАО РЖД 5,4% реальной индексации к уровню 2017 года, далее до 2025 года тариф будет расти по принципу «инфляция минус 0,1%», что в общей сложности даст компании свыше 431 млрд руб. поступлений к 2025 году.

Премьер упомянул и ряд ключевых позиций предыдущих дискуссий: необходимость «поэтапно аннулировать» экспортную надбавку (ФАС уже разработала документ, по которому она снижается до нуля в 2019 году), обнуление индексации тарифа на проезд в плацкарте, введение долгосрочных скидок в объеме до 50%. Правда, получателей скидок господин Медведев охарактеризовал как «предприятия, которые имеют свои интересы, связанные с перевозками, предприятия, представляющие различные отрасли». Ранее речь не шла об отправителях самых дешевых грузов (первого тарифного класса), обсуждался либо третий, либо второй и третий классы. Дмитрий Медведев также сообщил, что на заседании совета директоров ОАО РЖД «было бы правильно рассмотреть» и «в случае необходимости подготовить нормативные акты, акты правительства, подзаконные акты, акты ведомств по вопросам снижения стоимости вагонов для грузоотправителей». Ранее ФАС подготовила проект, по которому Минтранс и ОАО РЖД обязуются «обеспечить снижение не менее чем на 12% среднегодовых ставок на услуги по предоставлению вагонов в 2018 году» по отношению к ставкам 2017 года, в том числе «за счет развития электронной торговой площадки (ЭТП) по перевозке грузов».

Как сообщил Дмитрий Медведев, участники совещания договорились, что за порожний пробег вагонов, «если используется ЭТП и все это происходит по тем правилам, которые действуют», никакой повышенной платы взиматься не будет. «А если это происходит на каких-то иных принципах — а там много непрозрачности, скажем откровенно, мути,— то можно будет использовать штраф в размере до 5% за порожний пробег»,— добавил он.

Собеседники Ъ” в отрасли удивлены этой новацией и ждут протокола совещания, чтобы лучше понять, что имеется в виду. По мнению одного из них, стимулирование через порожний пробег увеличения операций на ЭТП выглядит странно, так как сама концепция ЭТП в том, чтобы порожний пробег сократить (так как грузоотправителю предлагается ближайший свободный вагон). Сейчас на базе ОАО РЖД действует ЭТП «Грузовые перевозки», по данным монополии, за первое полугодие на ней были оформлены заказы на перевозку примерно на 33,5 тыс. вагонов. По предположению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в контексте штрафов на порожний пробег речь шла не только о бирже, но и о возможности регистрировать на электронной площадке долгосрочные договоры без указания коммерческих условий, чтобы сделать процесс более прозрачным и понятным для регулирующих органов. Это, по его мнению, явление, скорее, позитивное, поскольку сможет минимизировать количество регуляторных ошибок, которые сейчас часто допускает ФАС.

Также господин Медведев довольно осторожно высказался об обсуждаемом резерве вагонов, который, по замыслу ФАС, ОАО РЖД должно содержать и задействовать в период дефицита подвижного состава. Он говорил об «анализе возможности, связанной с созданием резервного парка». «Как его создавать, место его создания, объемы вагонной составляющей — все это предстоит еще раз уточнить»,— сообщил премьер, попросив участников дать свои предложения.

https://www.kommersant.ru/doc/3487855


Возврат к списку