Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

В «Трансконтейнер» поместились еще двое

14.12.2017

24,5% купила структура Романа Абрамовича и Александра Абрамова

Роман Абрамович и Александр Абрамов приобрели 24,5% крупнейшего в РФ контейнерного оператора «Трансконтейнер» за 14,7 млрд руб. у близкого к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние». На фоне обсуждений механизмов продажи принадлежащего монополии контрольного пакета «Трансконтейнера» появление новых инвесторов стало неожиданностью для рынка. Собеседники “Ъ” и эксперты разошлись во мнениях о целях данной сделки. Высказываются и версия покупки в личных интересах с возможным увеличением доли в компании, и предположение о перепродаже пакета — как с целью заработать, так и в рамках договоренностей с неизвестным пока бенефициаром.

О том, что ООО «Енисей Капитал» приобрело 6 декабря 24,5% акций «Трансконтейнера», сообщил оператор. По данным СПАРК, 99,9% созданного в июле «Енисей Капитала» принадлежат кипрской Tembisa Holdings. ООО представляет интересы Романа Абрамовича и Александра Абрамова, сообщили “Ъ” в Millhouse (управляет активами господина Абрамовича), добавив, что пакет куплен по рыночной цене. В Invest AG (управляет совместными инвестициями бизнесменов) отказались от комментариев.

По данным Московской биржи, стоимость сделки составила 14,7 млрд руб. Цена за акцию — 4,32 тыс. руб. при капитализации компании в 60 млрд руб. Пакет выкуплен у близкого к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние». 50% плюс 2 акциями «Трансконтейнера» владеет ОАО РЖД через ОТЛК, еще 25,07% у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова через ДВМП, головную компанию FESCO. В НПФ, ОАО РЖД и «Сумме» отказались от комментариев.

Как сообщил “Ъ” замглавы ФАС Александр Редько, в службу ходатайства по данному пакету не поступали. Он напомнил, что если совокупный пакет акций у покупателя не превышает 25% голосующих акций, согласование с ФАС не требуется. В ведомстве отмечают, что появление независимой группы положительно скажется на развитии транзита в России.
Сделка прошла на фоне обсуждений продажи доли ОАО РЖД в «Трансконтейнере», предварительно намеченной на апрель 2018 года (см. “Ъ” от 23 ноября). До конца не ясно, будет ли продаваться весь бизнес оператора, или некоторые терминалы выделят из актива. В свою очередь, ОАО РЖД настаивает на создании нового логистического оператора-конкурента.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, напоминает, что в апреле 2016 года НПФ «Благосостояние» приобрел 9,25% «Трансконтейнера» у ЕБРР за 2,4 тыс. руб. за акцию (увеличив долю до 20,56%) и собрал в дальнейшем пакет на бирже. При продаже доли ОАО РЖД покупатель контроля обязан сделать оферту всем собственникам, напоминает собеседник “Ъ”. Нет гарантий, что цена за 24,5% будет выше, чем сейчас, рассуждает он. Собеседник “Ъ” напоминает, что продажа «Трансконтейнера» обсуждается уже три года и не факт, что она пройдет в апреле. Кроме того, на прошлой неделе ФАС отклонила ходатайство по покупке «Трансконтейнером» сухого порта «Логистика-Терминал» у Global Ports, у компании начинаются проблемы с расширением, отмечает источник “Ъ”. По его словам, скорее всего, НПФ решил, что «Трансконтейнер» достиг пика развития и сейчас самое выгодное время для реализации актива.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что НПФ получил высокую доходность. В условиях роста контейнерных железнодорожных перевозок ставка аренды 80-футовых платформ в четвертом квартале достигла 1,55–1,6 тыс. руб. в сутки (рост более чем на 30% к декабрю 2016 года), а по 40-футовым — 1,35–1,4 тыс. руб. (рост более чем на 40%). «Трансконтейнер» демонстрирует рост операционной эффективности и в 2017–2018 годах значительно увеличит выручку и прибыль, отмечает эксперт. При текущем тренде на рынке контейнеров справедливая стоимость актива будет расти, считает Денис Ворчик из «Уралсиба».

Один из собеседников “Ъ” на рынке не исключает, что сделка может быть связана с санкциями: «Инвесторы ищут выгодные активы, чтобы завести деньги в Россию». Не исключено, что инвесторы будут претендовать на увеличение доли в активе, считает другой источник. Еще один собеседник “Ъ” в отрасли думает, что новые акционеры входят, чтобы после аукциона по обязательной оферте перепродать пакет с премией. Также звучат версии, что новый собственник с сильным админресурсом может лоббировать интересы будущего покупателя контрольного пакета.

Денис Ворчик уверен, что Роман Абрамович и Александр Абрамов — «финансовые портфельные инвесторы, которые в дальнейшем перепродадут пакет стратегу». Но источники “Ъ” затрудняются назвать возможного интересанта сделки, звучат различные догадки, чаще всего называют заинтересованных в получении контрольного пакета «Сумму» и UCL Holding Владимира Лисина (отказались от комментариев).

https://www.kommersant.ru/doc/3495595


Возврат к списку