Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Потребители не согласились с ФАС

26.12.2017


Споры вокруг индексации тарифов ОАО РЖД продолжаются

Правление ФАС рассмотрит проект приказа, который установит индексацию тарифов на 2018 год для ОАО РЖД. Текущее предложение службы — заменить 1,5% общей индексации повышением платы за порожний пробег вагонов на 7,3% — не встретило понимания у Совета потребителей ОАО РЖД. Его участники считают, такое решение приведет к массовым простоям, заставит грузоотправителей сокращать объемы и, следовательно, не обеспечит ОАО РЖД нужных доходов. ФАС обещала принять финальное решение с учетом мнения потребителей. Эксперты отмечают, что отсутствие ясности с индексацией тарифов на следующий год сильно осложняет работу грузоотправителей.

Совет потребителей ОАО РЖД 25 декабря обсудил предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по замене 1,5% общей индексации тарифов ОАО РЖД в 2018 году ростом на 7,3% платы за порожний пробег вагонов. Проект приказа с этими предложениями поступил на выходных (см. “Ъ” от 25 декабря).

Правительство 5 декабря согласовало увеличение тарифа ОАО РЖД на 2018 год в объеме 3,9% базовой индексации, сохранение 2% роста, исходно одобренных только на 2017 год с возвратом к первоначальному уровню в 2018 году, и 1,5% на компенсацию изменений в налоговом законодательстве (см. “Ъ” от 12 декабря). Но ФАС предложила заменить 2% надбавкой на порожний пробег в 7,7% (см. “Ъ” от 20 декабря), а следом изменила проект приказа, предложив обменять 1,5% индексации ростом оплаты порожнего пробега в 7,3%. В ФАС суммарный эффект от надбавки оценивают в 19 млрд руб.

Однако, как рассказали “Ъ” участники совещания Совета потребителей, его члены высказались против этой меры. По мнению клиентов ОАО РЖД, она стимулирует грузоотправителей «выжидать обратной загрузки», а саму монополию — увеличивать поступления от простоев. Также потребители говорят о дискриминации некоторых категорий грузов, у которых обратная загрузка не предвидится в принципе (некоторые грузы в цистернах, например). Один из участников совещания сообщил “Ъ”, что плата за порожний пробег, будучи «подвижной и контролируемой величиной» и сокращаясь, не обеспечит необходимых поступлений в бюджет ОАО РЖД.

В ФАС от подробных комментариев воздержались, но сообщили “Ъ”, что «окончательное решение будет принято правлением с учетом мнения потребителей». Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров подчеркивает: «катастрофическая ситуация», когда на 25 декабря еще нет тарифных решений на следующий год, складывается в отрасли далеко не впервые. Это очень плохо для промышленности, поясняет эксперт, особенно для отраслей, ориентированных на экспорт: они используют долгосрочные контракты, вынуждены четко прогнозировать транспортные издержки и разрабатывать мультимодальные логистические схемы.

https://www.kommersant.ru/doc/3508476


Возврат к списку