«Холодный экспресс» отправляется

ГУДОК: В ОАО «РЖД» на завершающей стадии находится разработка технологии нового сервиса – «Холодный экспресс». Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) как инициатор проекта для формирования нового транспортного продукта создал рабочую группу из представителей различных структур компании. В группу вошли учёные ВНИИЖТ, ИЭРТ, а также ИУИТ РУТ (МИИТ) как непосредственные разработчики технических и технологических решений проекта.

Порожняком за угольком

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД предлагает снизить тариф на порожний пробег полувагонов на расстояниях до 2,4 тыс. км на 12%, но повысить на 15% на более дальних перевозках. По оценкам операторов, это даст монополии порядка 5 млрд руб. дополнительных доходов, часть из которых пойдет на предоставление скидки в 5% на порожний пробег для участников электронной торговой площадки (ЭТП) ОАО РЖД. Участники рынка выступают жестко против предлагаемых мер, подчеркивая, в частности, что они ударят по угольщикам, у которых и так заметно ухудшилась конъюнктура.

Безответственность вагоностроителей

22.05.2012

В последние годы компании, работающие на рынке операторских услуг и обладающие парком грузовых вагонов, столкнулись с проблемой качества подвижного состава, а также крупного вагонного литья
Компания ООО "Первая Транспортная Компания" (ООО "ПТК") вышла на рынок сравнительно недавно, входит в группу компаний "РэйлТрансХолдинг" (обладает парком в 7600 полувагонов, фитинговых платформ, нефтебензиновых и газовых цистерн). И так же, как и коллеги, ООО "ПТК" страдает от плохого качества подвижного состава.
Технический директор ООО "ПТК" Алексей Шукшин рассказал "Гудку", что проблема не решается, даже несмотря на регулярные диалоги с руководителями вагоностроительных заводов. Между тем ненадежная техника ведет к длительным простоям и необоснованным финансовым потерям со стороны собственника вагонов.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день остается низкое качество изготовления литых элементов тележки грузового вагона. Количество случаев изломов растет ежегодно. Наиболее острым является вопрос качества изготовления боковых рам украинскими металлургами, поскольку доля случаев излома деталей именно их производства лидирует в печальной статистике. Результатом низкого качества изготовления литья стали очередной вывод из эксплуатации вагонов, проведение их досрочного планового ремонта, в ходе которого производится замена некачественных боковых рам.
Алексей Шукшин отмечает, что ввиду невыполнения со стороны металлургов своих гарантийных обязательств, а также отсутствия у вагоноремонтных предприятий оборотного запаса боковых рам тележки собственник вагонов вынужден нести дополнительные затраты по приобретению боковых рам и по простою вагонов, возникающему в связи с ожиданием доставки исправных боковыхрам в то или иное вагоноремонтное депо.
Например, на момент выхода предписания Ространснадзора об отстановке вагонов ОАО "Азовмаш" из эксплуатации было выведено более 4500 вагонов, из числа которых более тысячи вагонов-цистерн собственности ООО "ПТК", укомплектованных боковыми рамами тележки 2010 года изготовления. На сегодня из отставленных вагонов компанией ООО "ПТК" отремонтировано 560 вагонов досрочным деповским ремонтом, при проведении которого выявлено 158 некачественно изготовленных боковых рам.
Еще не успели отремонтировать полностью отставленный от эксплуатации парк вагонов постройки ОАО "Азовмаш", как в свет вышло следующее предписание Ространснадзора об отстановке от эксплуатации уже 5400 грузовых вагонов постройки ОАО "Рузхиммаш" с выявленными конструкторскими нарушениями. Под данное предписание подпадает около тысячи грузовых вагонов, приобретенных ООО "ПТК" у ОАО "Рузхиммаш".
Предписание об отстановке вагонов ОАО "Рузхиммаш" вышло 28 апреля 2012 года. До сих пор порядок проведения регламентных работ по возврату вагонов в эксплуатацию отсутствует, принося собственнику вагонов существенные финансовые потери в ожидании разрешения конструкторской проблемы, созданной заводом-изготовителем, отметил Алексей Шукшин.
Таким образом, все факты говорят об отсутствии сервисного обслуживания вагонов со стороны заводов-изготовителей на территории России. Сервисное обслуживание со стороны заводов ограничивается только выездом представителя на место аварий или сходов вагонов с рельсов, когда нанесен колоссальный ущерб. Особое мнение производителей вагонов в актах-рекламациях формы ВУ-41М, как правило, является формальным и служит отпиской. Сервисное обслуживание производится вагоноремонтными предприятиями ОАО "РЖД".
Комментируя проведение рекламационно-претензионной работы между компаниями - операторами подвижного состава и заводами - изготовителями вагонов, начальник отдела по ведению претензионной работы ООО "ПТК" Максим Колесников подчеркивает, что если раньше производители старались организовать замену или ремонт некачественных узлов и деталей вместо возмещения затрат на ремонт, то на сегодняшний день от этого вопроса производители отошли в сторону.
По мнению Алексея Шукшина, с учетом накопившихся проблем как с качеством изготовления литых деталей тележки грузовых вагонов, так и с ведением рекламационно-претензионной работы с заводами-изготовителями целесообразно проанализировать статистику изломов боковых рам за последние 5 лет и создать рабочую группу независимых экспертов, задачей которой была бы работа по выявлению и установлению истинных, объективных причин массовых изломов боковых рам, также должен быть разработан законодательный документ, в котором будет четко прописана ответственность заводов - изготовителей вагонов за поставляемую некачественную продукцию.
Единственный выход из сложившейся ситуации - это слаженная организационная работа компаний - операторов подвижного состава, поддержка Министерства транспорта России, а также разумные действия и мероприятия заводов - изготовителей грузовых вагонов, направленные на повышение качества изготовления вагонов и эффективное использование подвижного состава, подчеркнул Алексей Шукшин.
Справка
Изломы боковых рам тележек в 2012 году:
ОАО НПК "Уралвагонзавод" - 2
ООО "Промтрактор-Промлит" - 2
ОАО "Азовэлектросталь" - 5
ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" - 5
ООО "ПК Бежицкий СТЗ" - 2
Алтайский ВСЗ - 1.
Последние наиболее тяжелые случаи изломов:
10 мая на перегоне Ледяная - Усть-Пера Забайкальской произошел сход двух вагонов (вагоны-цистерны). Причиной схода вагона явился излом боковой рамы, произведенной Алтайским ВСЗ в октябре 2010 года.
4 мая на перегоне Комарихинская - Сылва участка Чусовская - Пермь Свердловской произошел сход с последующим задымлением одного вагона грузового поезда (груз - листовой металл). Причина схода - излом боковой рамы тележки грузового вагона, изготовленной ООО "Промтрактор-Промлит" в 2006 году. 3 мая на перегоне Ук - Курят Восточно-Сибирской в грузовом поезде произошел сход одного вагона (специализированной платформы для перевозки леса). Причиной схода вагона явился излом боковой рамы, произведенной Кременчугским сталелитейным заводом (Украина) в 2007 году.
Причиной схода 26 апреля на Забайкальской вагона-цистерны, груженного нефтью и следующего в составе грузового поезда по маршруту Яр - Дземги, явился излом боковой рамы производства Бежицкого сталелитейного завода, изготовленной в 2009 году. 11 марта на станции Аур участка Бира - Хабаровск на Дальневосточной дороге произошел сход 29 вагонов и локомотива. Сход произошел из-за излома боковой рамы тележки, изготовленной в 2010 году ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" (Украина).


Газета "Гудок", 22 мая 2012 г.


Возврат к списку