Спутник ставит пломбы

06.02.2018


Подвижному составу пропишут систему контроля
Минэкономразвития России (МЭР) предлагает сделать обязательным контроль международных транзитных перевозок с использованием технологии ГЛОНАСС. Для этого с 1 июля 2018 года перевозчиков обяжут использовать специальные навигационные пломбы. Ряд операторов намерен сохранить и обычные пломбы, используя два стандарта.

Как пояснили «Гудку» в ведомстве, подготовленный законопроект предусматривает применение специальных пломб для всех категорий перевозчиков и на все транзитные маршруты через территорию Российской Федерации. Они будут устанавливаться на подвижной состав при въезде и выезде из страны в стационарных или передвижных контрольных пунктах, расположенных на железнодорожных станциях, перечень которых установит правительство. Сделать это будут обязаны перевозчики. Контроль при въезде и выезде возложен на Ространснадзор, а в пунктах пропуска через российский участок таможенной границы ЕАЭС – на таможенные органы. Для реализации идеи планируется создать сервис отслеживания транзитных международных перевозок (впрочем, технические детали и другие подробности пока не разглашаются).

Соответствующий проект федерального закона ведомство разместило на сайте нормативно-правовой информации 19 января для общественного обсуждения, которое завершится 8 февраля.

В МЭР отмечают, что в настоящий момент нет законодательных норм, которые регламентируют применение электронных идентификаторов (навигационных пломб) с использованием технологии ГЛОНАСС на железнодорожном и автомобильном транспорте. Из-за этого сложно отслеживать маршруты перемещения грузов по территории транзита и обеспечивать их сохранность при перевозке.

Министерство ссылается на успешный международный опыт, в частности американской ассоциации защиты грузов ТАРА. При перевозках по территории Китая и стран Европейского союза электронные идентификаторы позволяют отслеживать не только ход движения транспортных средств, но и то, что происходит с опломбированным грузом.

На самом деле и РЖД, и операторы уже использовали ГЛОНАСС для контроля за перевозками, но только с помощью иных приборов, нежели специально предназначенные пломбы. Как пояснил начальник управления грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Михаил Кубарев, сейчас наличие механических пломб на вагонах проверяется только на технических станциях, а электронные идентификаторы позволят отслеживать перемещение груза на всём пути следования. «У нас есть опыт перевозок транзитных грузов на базе ГЛОНАСС, когда мы можем наблюдать за состоянием вагона в течение всей перевозки в каждый момент времени. И если будут приняты соответствующие нормативные документы федерального уровня, они коснутся всего крытого подвижного состава – контейнеров, рефрижераторных вагонов, хопперов», – уточнил Михаил Кубарев.

В то же время в РЖД подчёркивают, что пока документ находится в проработке и окончательного решения, как будет организована система отслеживания перемещения грузов – с помощью системы ГЛОНАСС или как-то иначе, пока не принято.
По мнению генерального директора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика, грузоотправитель и сейчас может видеть местоположение своего вагона в реальном времени через информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций. «Поэтому речь должна идти не только о слежении за вагоном. Безусловно полезной для рынка железнодорожных транзитных перевозок была бы возможность зашить внутрь этой пломбы таможенную транзитную декларацию. Тогда вагон мог бы входить в РФ и выходить из страны, используя электронную систему. Это существенно упростило бы документооборот и снизило трудозатраты на таможенные процедуры. Транзит растёт, и мы приветствуем любые инициативы, которые помогают его развитию», – прокомментировал «Гудку» Вячеслав Валентик.

Такого же мнения придерживается и генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов. «Система отслеживания груза всегда практиковалась на железной дороге, сегодня через систему ЭТРАН, с помощью которой «ТрансКонтейнер» или Объединённая транспортно-логистическая компания, к примеру, имеют полную информацию о грузе. То есть у экспедиторов нет острой необходимости в электронных идентификаторах. Но сама идея правильная, и реализовывать её нужно последовательно, увязывая с одновременным переходом на электронный документооборот, где на сегодняшний день есть большой пробел. Единой позиции в федеральных органах на этот счёт нет, и соглашение РЖД и таможни носит лишь рамочный характер. Даже использование электронной цифровой подписи повсеместно не практикуется», – говорит Геннадий Бессонов.

По его мнению, гораздо правильнее не только использовать систему для отслеживания, но и интегрировать в неё дополнительные полезные функции, чтобы получать информацию с таможни и о характере груза. «Сегодня у нас на Забайкальском погранпереходе по проводному телефону дозвониться невозможно. Поэтому идея хоть и правильная, но абсолютно сырая. В таком виде она приведёт только к удорожанию перевозок, а практической пользы никакой», – отметил представитель КСТП.

В то же время оформленная железнодорожная накладная не предполагает остановку вагона в России, если он едет в транзите, и, таким образом, исключается завоз контрафакта и несанкционных вагонов, напомнил генеральный менеджер по железнодорожному транспорту группы компаний AsstrA Дмитрий Микелев. Поэтому эксперт уверен, что экономический интерес будет у производителей навигационных пломб и их дилеров.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1403598&archive=2018.02.06


Возврат к списку