БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Спутник ставит пломбы

06.02.2018


Подвижному составу пропишут систему контроля
Минэкономразвития России (МЭР) предлагает сделать обязательным контроль международных транзитных перевозок с использованием технологии ГЛОНАСС. Для этого с 1 июля 2018 года перевозчиков обяжут использовать специальные навигационные пломбы. Ряд операторов намерен сохранить и обычные пломбы, используя два стандарта.

Как пояснили «Гудку» в ведомстве, подготовленный законопроект предусматривает применение специальных пломб для всех категорий перевозчиков и на все транзитные маршруты через территорию Российской Федерации. Они будут устанавливаться на подвижной состав при въезде и выезде из страны в стационарных или передвижных контрольных пунктах, расположенных на железнодорожных станциях, перечень которых установит правительство. Сделать это будут обязаны перевозчики. Контроль при въезде и выезде возложен на Ространснадзор, а в пунктах пропуска через российский участок таможенной границы ЕАЭС – на таможенные органы. Для реализации идеи планируется создать сервис отслеживания транзитных международных перевозок (впрочем, технические детали и другие подробности пока не разглашаются).

Соответствующий проект федерального закона ведомство разместило на сайте нормативно-правовой информации 19 января для общественного обсуждения, которое завершится 8 февраля.

В МЭР отмечают, что в настоящий момент нет законодательных норм, которые регламентируют применение электронных идентификаторов (навигационных пломб) с использованием технологии ГЛОНАСС на железнодорожном и автомобильном транспорте. Из-за этого сложно отслеживать маршруты перемещения грузов по территории транзита и обеспечивать их сохранность при перевозке.

Министерство ссылается на успешный международный опыт, в частности американской ассоциации защиты грузов ТАРА. При перевозках по территории Китая и стран Европейского союза электронные идентификаторы позволяют отслеживать не только ход движения транспортных средств, но и то, что происходит с опломбированным грузом.

На самом деле и РЖД, и операторы уже использовали ГЛОНАСС для контроля за перевозками, но только с помощью иных приборов, нежели специально предназначенные пломбы. Как пояснил начальник управления грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Михаил Кубарев, сейчас наличие механических пломб на вагонах проверяется только на технических станциях, а электронные идентификаторы позволят отслеживать перемещение груза на всём пути следования. «У нас есть опыт перевозок транзитных грузов на базе ГЛОНАСС, когда мы можем наблюдать за состоянием вагона в течение всей перевозки в каждый момент времени. И если будут приняты соответствующие нормативные документы федерального уровня, они коснутся всего крытого подвижного состава – контейнеров, рефрижераторных вагонов, хопперов», – уточнил Михаил Кубарев.

В то же время в РЖД подчёркивают, что пока документ находится в проработке и окончательного решения, как будет организована система отслеживания перемещения грузов – с помощью системы ГЛОНАСС или как-то иначе, пока не принято.
По мнению генерального директора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика, грузоотправитель и сейчас может видеть местоположение своего вагона в реальном времени через информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций. «Поэтому речь должна идти не только о слежении за вагоном. Безусловно полезной для рынка железнодорожных транзитных перевозок была бы возможность зашить внутрь этой пломбы таможенную транзитную декларацию. Тогда вагон мог бы входить в РФ и выходить из страны, используя электронную систему. Это существенно упростило бы документооборот и снизило трудозатраты на таможенные процедуры. Транзит растёт, и мы приветствуем любые инициативы, которые помогают его развитию», – прокомментировал «Гудку» Вячеслав Валентик.

Такого же мнения придерживается и генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов. «Система отслеживания груза всегда практиковалась на железной дороге, сегодня через систему ЭТРАН, с помощью которой «ТрансКонтейнер» или Объединённая транспортно-логистическая компания, к примеру, имеют полную информацию о грузе. То есть у экспедиторов нет острой необходимости в электронных идентификаторах. Но сама идея правильная, и реализовывать её нужно последовательно, увязывая с одновременным переходом на электронный документооборот, где на сегодняшний день есть большой пробел. Единой позиции в федеральных органах на этот счёт нет, и соглашение РЖД и таможни носит лишь рамочный характер. Даже использование электронной цифровой подписи повсеместно не практикуется», – говорит Геннадий Бессонов.

По его мнению, гораздо правильнее не только использовать систему для отслеживания, но и интегрировать в неё дополнительные полезные функции, чтобы получать информацию с таможни и о характере груза. «Сегодня у нас на Забайкальском погранпереходе по проводному телефону дозвониться невозможно. Поэтому идея хоть и правильная, но абсолютно сырая. В таком виде она приведёт только к удорожанию перевозок, а практической пользы никакой», – отметил представитель КСТП.

В то же время оформленная железнодорожная накладная не предполагает остановку вагона в России, если он едет в транзите, и, таким образом, исключается завоз контрафакта и несанкционных вагонов, напомнил генеральный менеджер по железнодорожному транспорту группы компаний AsstrA Дмитрий Микелев. Поэтому эксперт уверен, что экономический интерес будет у производителей навигационных пломб и их дилеров.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1403598&archive=2018.02.06


Возврат к списку