Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Игорь Макаров займется вагонами

КОММЕРСАНТ: Бывший владелец "Итеры" может стать контролирующим акционером УВЗЛ

Как выяснил "Ъ", структуры, близкие к сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему, и экс-владелец газовой группы "Итера" Игорь Макаров могут совместно владеть крупным железнодорожным оператором "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ). В январе совет директоров УВЗ и ФАС согласовали продажу этой компании АО "Инвест-логистика" господина Чайки. Но теперь ФАС одобрила ходатайство от структуры группы "Арети" Игоря Макарова по покупке 75% в "Инвест-логистике".

Позволяет ли цена инновационного вагона окупить его приобретение?

Генеральный директор группы Globaltrans Валерий Шпаков, заместитель генерального директора по стратегии и развитию АО «Первая грузовая компания» Валерий Веремеев, директор по перевозкам ООО «Грузовая компания «Новотранс» Николай Цыденов отвечают на Вопрос дня газеты "Гудок"

ОАО РЖД приняло тяжеловесное решение

08.02.2018


Пробку в Кузбассе растащат инновационными вагонами

ОАО РЖД нашло оригинальное решение проблемы вагонной пробки в Кузбассе: монополия разрешила подавать под погрузку на один из крупнейших угольных портов Дальнего Востока только инновационные тяжеловесные вагоны. Порт идею приветствует, на рынке не спорят, что мера действенная: такие вагоны оборачиваются быстрее и вывозят больше груза. Но она вызывает вопросы с точки зрения антимонопольного регулирования и сильно беспокоит операторов. ФАС обещает проверить действия ОАО РЖД.

Как стало известно “Ъ”, 2 февраля ОАО РЖД разослало телеграмму, потребовав весь февраль обеспечивать погрузку назначением на АО «Восточный порт» в Находке только в инновационных вагонах. Объясняется это решение «развитием тяжеловесного движения» (“Ъ” рассказывал о нем 7 февраля). Но источники “Ъ” уверены, что настоящая цель — «растащить пробку» из порожних вагонов в Кузбассе (см. “Ъ” от 26 января).

Инновационные вагоны (с повышенной нагрузкой на ось) вмещают больше груза. На 1 февраля, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, на сети эксплуатировалось 86,6 тыс. инновационных полувагонов, или 17,4% от всего парка этого типа. Крупнейшие операторы — «Восток 1520» (36 тыс.), СУЭК (16,7 тыс.), ПГК (8,6 тыс.), ФГК (6,9 тыс.), «УВЗ-Логистик» (6,1 тыс.) и «ЭН+ Логистика» (3,6 тыс.).

В ОАО РЖД заверили, что новое ограничение «согласовано со всеми участниками перевозочного процесса», позволит увеличить объем перевозок на 8%, сократить оборот вагона более чем на сутки, а также снизить нагрузку на сортировочные станции. Телеграмма, по сути, носит формальный характер, поясняет первый замглавы Управляющей портовой компании (в нее входит порт) Ирина Ольховская: грузоотправители и так переходят на инновационный парк, в январе доля обычных полувагонов в выгрузке в Восточном составила всего 34%.

Но для операторов решение ОАО РЖД оказалось сюрпризом. Собеседники “Ъ” на рынке говорят, что до сих пор подобных прецедентов не было. Один из них называет ситуацию «вопиющей», другой подчеркивает, что ОАО РЖД создает преференции определенным игрокам и лишает возможности работать других. Источники “Ъ” поясняют, что в законе о железнодорожном транспорте и правилах приема заявок на перевозку есть единственное ограничение на использование вагонов: они должны быть сертифицированы. Плюс возможны побочные эффекты: в телеграмме нет прямого указания, что речь идет только о полувагонах, в результате могут возникнуть проблемы при отправке цистерн или контейнеров, где нет такой категории.

«ОАО РЖД это делает, чтобы поскорее растащить затор на Кузбассе,— уверен один из операторов.— Цель, может, и благая, но прецедент беспокоит». «Это как если бы мэрия Москвы выпустила директиву о запрете поездок в такси иначе, как на “мерседесах”»,— добавляет другой участник рынка. Два источника “Ъ” обращают внимание на абзац, требующий обеспечить беспрепятственный и сохранный пропуск инновационных вагонов, а «отцепки допускать только в случаях установленного перелома веса, обнаружения технических и коммерческих неисправностей». «А что, обычные вагоны теперь можно отцеплять не по этим причинам?! — возмущается один из операторов. — Или ОАО РЖД наконец признает, что допускает немотивированные отцепки?

Источник среди операторов говорит, что они планируют обратиться в ФАС. Но в службе и так обещают вмешаться: «В рамках расследования ситуации с “затором” вагонов на Кузбассе ФАС изучает причины и действия сторон по предупреждению неэффективного использования пропускных и провозных мощностей. Будет дана оценка действий должностных лиц, создающих преимущество проезда для определенных категорий вагонов и отдельных операторов». Уже есть жалобы на то, что затор «оголил» другие регионы страны, привел к невывозу грузов и недополучению дохода ОАО РЖД, добавляют в ФАС.

Однако эксперты склонны оправдать действия ОАО РЖД. Решение адекватно масштабу проблемы, хотя и небезупречно с точки зрения антимонопольного законодательства, говорит Михаил Бурмистров. Ключевой проблемой, поясняет он, остается то, что мера не согласована с грузоотправителями и не анонсирована хотя бы за полгода — в результате под ударом оказываются экспортные планы погрузки.

https://www.kommersant.ru/doc/3541956


Возврат к списку