Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Игорь Макаров займется вагонами

КОММЕРСАНТ: Бывший владелец "Итеры" может стать контролирующим акционером УВЗЛ

Как выяснил "Ъ", структуры, близкие к сыну генпрокурора РФ Юрия Чайки Артему, и экс-владелец газовой группы "Итера" Игорь Макаров могут совместно владеть крупным железнодорожным оператором "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ). В январе совет директоров УВЗ и ФАС согласовали продажу этой компании АО "Инвест-логистика" господина Чайки. Но теперь ФАС одобрила ходатайство от структуры группы "Арети" Игоря Макарова по покупке 75% в "Инвест-логистике".

Позволяет ли цена инновационного вагона окупить его приобретение?

Генеральный директор группы Globaltrans Валерий Шпаков, заместитель генерального директора по стратегии и развитию АО «Первая грузовая компания» Валерий Веремеев, директор по перевозкам ООО «Грузовая компания «Новотранс» Николай Цыденов отвечают на Вопрос дня газеты "Гудок"

Белорусское топливо из Прибалтики не слить

09.02.2018


Россия не смогла предложить Минску дешевый экспорт
Попытка России за счет скидок ОАО РЖД перенаправить транзит белорусских нефтепродуктов из Прибалтики в свои порты не привела почти ни к каким результатам. Основную продукцию своих НПЗ Минск по-прежнему отправляет на экспорт через Прибалтику. Как считают эксперты, с учетом гибкой тарифной политики местных стивидоров и короткого расстояния перевозки страны Балтии выигрывают у портов РФ. Предоставляемые ОАО РЖД скидки в 50% лишь усилили позиции Минска: Белоруссия теперь требует более выгодных условий экспорта и от Латвии.

На прошедших в Минске переговорах руководства Белоруссии с латвийской делегацией во главе с премьером страны Марисом Кучинскисом одним из основных вопросов была перевалка белорусских нефтепродуктов через порты Латвии. Об этом заявил глава МИД Белоруссии Владимир Макей. Но, по его словам, Минск ведет переговоры и с прибалтийскими, и с российскими портами. Белоруссии нужна «цепочка выгодных тарифов» — как железнодорожных, так и портовых, пояснил он. Господин Макей добавил, что поставки пойдут через порты РФ, «если по ценам это будет приемлемо». Комментариев в правительстве Латвии “Ъ” не предоставили.

РФ начала борьбу за вывоз продукции белорусских НПЗ с 2016 года: тогда в декабре ОАО РЖД дало скидку к тарифу в 25% на вывоз нефтепродуктов до российских портов, в марте 2017 года она выросла до 50%. А в августе глава монополии Олег Белозеров жаловался Владимиру Путину, что, несмотря на это, белорусские НПЗ пользуются транзитом через Прибалтику, ссылаясь на долгосрочные контракты. Президент предложил «запакетировать» получение нефти из РФ с использованием транспортной инфраструктуры (идея не попала в список поручений по итогам совещания). В ОАО РЖД говорили о готовности вывозить из Белоруссии до 5 млн тонн нефтепродуктов в год. Но в декабре Минск заявлял, что в 2018 году экспорт через порты РФ может составить до 1 млн тонн при выгодных экономических условиях.

В ОАО РЖД заявили, что тарифы на вывоз нефтепродуктов снижены максимально — на 50% и текущие условия являются конкурентными с альтернативными маршрутами. В российскую Усть-Лугу перевезено около 34 тыс. тонн нефтегрузов, заключили в ОАО РЖД. Источник “Ъ” на рынке отмечает, что в 2017 году шли перевозки нефтепродуктов из Белоруссии, цена перевалки уступала рыночной, но «насколько известно, Минск и такой подход не устроил». В «Трансойле» “Ъ” сообщили, что при переключении белорусских НПЗ на перевалку в РФ «изучат возможности по их обслуживанию», исходя из резерва станций и портов.

Спад транзита из РФ считается проблемой для Прибалтики, хотя в 2017 году грузооборот латвийских портов снизился лишь на 2%, до 61,9 млн тонн. Экс-министр сообщения Латвии, депутат Сейма Анрийс Матисс считает, что надо предложить Минску конкурентоспособные тарифы: «В этом году Латвийская железная дорога повысила и без того высокие тарифы на 7%». Замглавы Рижского свободного порта Эдгарс Суна оценил белорусский транзит почти в 10% от грузопотока — около 3 млн тонн в год, «преимущественно нефтепродукты и лес». Прогнозов по тарифам портов и операторов стивидоры не дают. Глава Вентспилского свободного порта, мэр Вентспилса Айварс Лембергс заметил, что в Латвии три перевозчика со своей тарифной политикой.

Белорусские нефтепродукты не идут в российские порты и по системе «Транснефти», подтвердил “Ъ” советник главы компании Игорь Демин. Монополия владеет 34% в LatRosTrans — операторе нефтепродуктопроводов Полоцк—Вентспилс и Полоцк—Мажейкяй, по которым идет продукция белорусских НПЗ и 1,5–2 млн тонн дизтоплива из РФ по долгосрочным контрактам. Господин Демин отмечает, что Минску предлагали перенаправить часть топлива в Усть-Лугу и Приморск, но «чтобы строить трубу, нужно подтверждение ресурсов от белорусской стороны», которого нет.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что Минск экспортировал более 12,5 млн тонн нефтепродуктов в 2017 году, в том числе почти 8,5 млн тонн — через Ригу, Вентспилс, Клайпеду и Таллин, около 4 млн тонн ушло по железной дороге (до 90% на Украину, менее 10% в Россию). По его оценке, скидка ОАО РЖД нивелирует разницу в железнодорожных тарифах, но есть проблема большей дальности перевозки и более высоких тарифов на перевалку в Усть-Луге. По его словам, стивидоры Прибалтики гибче российских в тарифах, а ОАО РЖД и железные дороги Балтии «одинаково агрессивны» в скидках. Без сопоставимых условий перевалки заявленный 1 млн тонн через Усть-Лугу не будет перевезен, считает Михаил Бурмистров. Нефтепродукты экспортируются через Латвию, потому что логистика выгоднее, согласна белорусский экономический аналитик Татьяна Маненок.

https://www.kommersant.ru/doc/3542525


Возврат к списку