Пробки списали на угольщиков

09.02.2018

ОАО РЖД представило свою версию вагонного затора в Кузбассе

ОАО РЖД пообещала объяснить ФАС причины затора из 30 тыс. порожних вагонов, скопившихся в январе на подъездах к Кузбассу, запрошенные материалы будут представлены регулятору. Объясняя ситуацию, монополия ссылается на погоду, а также на излишние заявки грузоотправителей, по сути создавшие завышенные ожидания по спросу. В ОАО РЖД также не считают нарушением антимонопольного законодательства свое февральское указание отправлять в находкинский порт Восточный только инновационные вагоны повышенной грузоподъемности. Монополия уверяет, что указание носило рекомендательный характер и являлось своего рода констатацией роста использования таких вагонов.

ОАО РЖД предоставит ФАС свои доводы относительно ситуации с затором в Кузбассе. «Мы получили запрос на достаточно большой перечень материалов,— сообщил 8 февраля журналистам директор ОАО РЖД по коммерческой деятельности Алексей Шило.— Мы эти материалы подготовили».

Напомним, как сообщал “Ъ” 26 января, в конце месяца из-за штормов в портах, плохой погоды и низких температур в Кузбассе на Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД) возникла большая пробка из более 30 тыс. «брошенных» вагонов. Это привело к остановке 10% подвижного состава на сети ОАО РЖД. В итоге 23–25 января монополия вводила конвенцию — ограничивала оформление порожних полувагонов на ЗСЖД со всех станций РФ. К началу февраля на разразившийся в отрасли скандал все же отреагировал и профильный регулятор. Тогда служба, процитировав приводившиеся в материале “Ъ” данные, скупо сообщила, что проверит ситуацию и обоснованность действий ОАО РЖД и операторов подвижного состава.

Сейчас в ОАО РЖД отказываются признавать массовые заторы коллапсом. Ситуация с вывозом угля из Кузбасса нормализуется: как следует из данных монополии, в период холодной погоды в регионе 18–26 января погрузка сильно отставала от уровня января 2017 года, но к концу месяца она практически вернулась к прошлогодним показателям.
В ОАО РЖД отмечают, что в январе на ЗСЖД ежесуточно направлялось на 2086 вагонов больше, чем фактически грузилось.

По статистике перевозчика, в январе в Кузбассе фактический недогруз по согласованным заявкам составил 1,6 тыс. вагонов ежесуточно, или более 49,6 тыс. вагонов за месяц. Основная причина — отказ от погрузки, ею объяснялся недогруз 779 вагонов в сутки — это 49% общего числа недогруженных вагонов. Как поясняют в ОАО РЖД, это означает, что клиенты заказали вагоны, планировали их погрузить, но по какой-то причине это не состоялось. В это число могли попасть отказы из-за плохой погоды, если грузоотправители это отдельно не указали. Многие грузоотправители, добавляют в монополии, закладывают определенный резерв в заявку: есть «ядро продаж», а есть груз, который пока не ясно, куда повезут. «Поэтому груз один и тот же, а заявок — две»,— объясняет Алексей Шило.

Как следует из данных ОАО РЖД, грузооборот на сети заметно увеличивается, при этом на Восточном полигоне он растет особенно высокими темпами, прирастает и погрузка. Как отмечается в презентации монополии, при падении с 2007 по 2017 год суточной погрузки на 6,2% до 3,46 млн тонн, погрузка на экспорт в порты за тот же период выросла на 67,5%, до 804 тыс. тонн в сутки. Погрузка на экспорт в порты Дальнего Востока выросла в 2,4 раза, до 256 тыс. тонн в сутки. Пиковое значение грузооборота на сети ОАО РЖД было достигнуто в 1988 году, но в конце 2017 года, говорит заместитель гендиректора ОАО РЖД, начальник центральной дирекции управления движением Павел Иванов, этот показатель был значительно превзойден (на 1,4%), и план на 2018 год «соответствует объемам 1988 года». В презентации ОАО РЖД указано, что грузооборот на Восточном полигоне с 1988 года по 2017 год прирастал гораздо быстрее, чем в целом по сети,— на 43%, до 2,165 млрд тонно-километров в сутки. На Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах прирост грузооборота за этот период составил 42%, 46% и 78% соответственно.

Из-за изобилия операторов и невозможности оптимизировать процесс растет порожний пробег, сегодня на станциях Восточного полигона дополнительно перерабатывается 6 тыс. порожних вагонов, оборот вагонов замедляется в пределах полутора суток. Ускорить оборот можно, в частности, за счет расширения использования инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой на ось) в маршрутных поездах. Господин Иванов отметил, что доля инновационных полувагонов на сети растет, из 30 тыс. новых полувагонов, поступивших в 2017 году на сеть, таких 20 тыс. «Мы скоро перешагнем рубеж 500 тыс. полувагонов, и тогда не менее 100 тыс. полувагонов будут инновационными»,— говорит он.

Также, по мнению Павла Иванова, ОАО РЖД не нарушило требований антимонопольного законодательства, предписав направлять в феврале в Восточный порт в Находке только инновационные вагоны — с повышенной грузоподъемностью за счет с увеличения нагрузки на ось до 25 тонн. О телеграмме ОАО РЖД с таким указанием “Ъ” подробно рассказал 8 февраля. «В телеграмме дважды повторяется "по согласованию",— подчеркнул менеджер.— Мы никого не принуждаем и никого не ограничиваем; все это делается по согласованию с владельцем терминала, с самим грузоотправителем, с собственниками подвижного состава».

В данный момент, говорит Павел Иванов, есть три специализированных терминала, которые приспособлены под работу с инновационными полувагонами. Это Лужская («Ростерминалуголь», Ленинградская область), терминал СУЭК в порту Ванино («Дальтрансуголь) и Восточный порт в Находке. «В прошлом году мы 2 тыс. составов из инновационных вагонов массой 7 тыс. тонн провели в направлении Востока»,— говорит топ-менеджер, добавляя, что 70% вагонов, поступающих в Ванино,— инновационные. «По мере поступления таких вагонов мы будем эту технологию развивать, она дает соответствующий эффект»,— отметил он, уверив журналистов, что «телеграмма просто констатировала факт того, что эта технология развивается».

https://www.kommersant.ru/doc/3546167


Возврат к списку