Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Колеса выкатили на торги

20.02.2018

Вагонный парк «Запсиб-транссервиса» будет выставлен на продажу за 1,4 млрд рублей
Парк вагонов обанкротившегося железнодорожного оператора «Запсиб-транссервис» в начале марта будет выставлен на торги. Начальная цена продажи 780 полувагонов — 1,4 млрд руб. Учитывая планируемый рост погрузки на сети РЖД, эксперты прогнозируют высокий спрос на предстоящих торгах.

Залоговый кредитор некогда крупного российского железнодорожного оператора «Запсиб-транссервис» (ЗСТС) — компания «Транс­фин-М» — утвердила условия, порядки и сроки проведения торгов по продаже имущества должника. Как следует из положения о торгах, на продажу будет выставлено 780 полувагонов 2004, 2005, 2006, 2008 и 2012 годов выпуска. Начальная цена продажи установлена в 1,4 млрд руб. Как уточнила „Ъ“ представитель конкурсного управляющего Софья Сартакова, в составе лота — около 70% парка вагонов компании. Торги, как планируется, будут объявлены 3 марта.

ООО «Запсиб-транссервис» работало на рынке железнодорожных перевозок с 2000 года. По данным на июнь 2015 года, компания занимала 20 место в России, управляя 12,8 тыс. вагонами, 9,1 тыс. из них — в собственности и финансовом лизинге. В 2016 году ЗСТС сократил парк полувагонов в пять раз. На начало 2017 года общий парк полувагонов в стране оценивался в 487 тыс. ед.

Конкурсное производство в компании было введено в июле 2016 года. Требования кредиторов — более 8 млрд руб. Осенью прошлого года конкурсный управляющий компании Денис Скороспешев пытался добиться в суде прекращения конкурсного производства и перехода компании на внешнее управление. Он рассчитывал, что выводу компании из кризиса будет способствовать рост арендных ставок на полувагоны. Для перехода на внешнее управление он планировал арендовать 31 тыс. грузовых полувагонов у «ЖД-транссервиса» (одного из кредиторов ЗСТС). Однако суд ему в этом отказал.

По оперативным данным РЖД, погрузка на сети в 2017 году составила 1,2 млрд т (+3,2% к 2016 году). В этом году также прогнозируется рост погрузки на сети РЖД на 1,8%, а перспектив снижения ставок предоставления полувагонов нет, говорит руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Слободяник. Все это будет стимулировать операторов увеличивать свою долю на рынке, что в первую очередь можно достигнуть за счет увеличения парка подвижного состава, считает он.

Вагонный парк ЗСТС, скорее всего, на «прилавке» долго не задержится, уверен младший партнер практики «Стратегическая и операционная эффективность» АО «НЭО центр» Сергей Демин. Во-первых, полувагоны отличаются повышенным спросом в отличие от закрытых вагонов, которые вынуждены конкурировать с автомобильными и контейнерными компаниями, во-вторых, впереди летний сезон, когда увеличиваются объемы перевозок сыпучих строительных грузов, цементов и т.д., считает эксперт. Вывод на рынок такого количества полувагонов не окажет на него существенного влияния. Лот может заинтересовать как крупных, так и мелких игроков для закрытия потребности в нескольких составах на локальном уровне, говорит он.

Несмотря на прогнозируемый интерес к торгам, эксперты считают, что парк вагонов может быть продан с существенным дисконтом. После массового списания устаревших вагонов с истекшим сроком эксплуатации, пик которого пришелся на 2016 год, рынок полувагонов можно считать в целом сбалансированным, говорит эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Профицит парка полувагонов снизился до 1–2%.

Производители в основном покрывают спрос на новые вагоны, который возникает в связи с выбытием и списанием старых. По данным Александра Слободяника, по итогам 2017 года парк полувагонов увеличился более чем на 18 тыс. единиц.

https://www.kommersant.ru/doc/3554350


Возврат к списку