Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Вагоностроители берут регулирование на себя

01.06.2012

Более 20 заводов России, Белоруссии и Казахстана во главе с государственным "Уралвагонзаводом" решили создать саморегулируемую организацию (СРО). За бортом объединения остались украинские заводы, на долю которых приходится до 40% новых вагонов в СНГ. На рынке ожидают, что СРО будет добиваться максимального ограничения поставок украинских вагонов в Россию, чего уже давно добивается "Уралвагонзавод".
Российские вагоностроители создают СРО. Такое решение было принято на заседании НП "Объединение вагоностроителей" в рамках железнодорожного форума 1520, который проходит в Сочи. Инициатором создания СРО стала НПК "Уралвагонзавод". В нее войдут 25 российских заводов, в качестве полноправных участников также будут приглашены компании Казахстана и Белоруссии. СРО собирается добиваться от государства передачи полномочий по сертификации и допуску продукции на рынок, а также заниматься расследованиями происшествий с вагонами. Увеличение числа крушений, которые происходят со второй половины прошлого года, и стало одной из причин консолидации ресурсов вагоностроителей.
Последние сходы вагонов, которые приводили к порче железнодорожной инфраструктуры и экологическим проблемам, происходили с относительно новым подвижным составом (производства 2010-2011 годов). Причиной схода чаще всего называлось плохое качество литых деталей новых вагонов. Крушения происходили и с российскими, и с украинскими вагонами. Это заставило ОАО РЖД и надзорные ведомства заняться расследованием причин и введением ограничений на использование определенных вагонов.
В апреле украинские вагоностроители, которые пострадали больше других, выдвинули версию, что сходы происходят из-за того, что в вагонах возят грузы, которые по документам перевозить нельзя. Это привело к остановке почти 60 тыс. цистерн и серьезному сбою в перевозке нефти и нефтепродуктов. В результате ограничения были временно отменены.
На днях советник президента Эльвира Набиуллина провела очередное совещание на эту тему. Источник "Ъ", знакомый с ходом совещания, говорит, что обсуждалось предложение главы "Роснефти" Игоря Сечина. Последний якобы обращался к президенту Владимиру Путину с просьбой внести изменения, которые бы позволяли возить весь спектр традиционных грузов в цистернах, а также отказаться от украинских вагонов, если предприятия не примут российские стандарты (против последнего, по словам собеседника "Ъ", высказался Минпромторг). Участники совещания из числа частных железнодорожных операторов потребовали ускорить появление в России частных перевозчиков (которые могут использовать собственные локомотивы), если ограничения по перевозке отдельных типов грузов в нынешнем парке сохранятся. Но конкретных решений на совещании принято не было.
Российские вагоностроители тем временем уже развернули проблему в свою сторону. "Каждый российский вагон проходит процедуру жесткой приемки сотрудниками РЖД и контролирующими органами, в отношении украинских вагонов таких процедур фактически нет", - говорит источник "Ъ" на "Уралвагонзаводе". СРО готова полностью взять на себя контроль за качеством отечественной техники, продолжает он, не скрывая, что это создаст серьезные препятствия для импорта украинских вагонов. "СРО - это мощный инструмент конкурентной борьбы", - считает глава агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. По его мнению, в случае получения СРО требуемых полномочий украинским производителям, на долю которых приходится около 40% производства вагонов в СНГ, "придется тяжело".
Группа ИСТ, владеющая Тихвинским вагоностроительным заводом и лизинговой компанией Rail1520, решила консолидировать управление активами в рамках Объединенной вагонной компании. Она будет развивать вагоностроительный и лизинговый бизнес, продавая свои вагоны третьим лицам на высоком рынке и скупая их на свою лизинговую структуру на низком, объясняет знакомый с планами компании источник "Ъ".
Другой собеседник "Ъ" в отрасли называет новую схему "процессом передачи завода в управление лизинговой компании" и считает ее "вполне эффективной".


Газета "Коммерсант", 1 июня 2012 г.


Возврат к списку