Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

«Сумма» продает самое дорогое

26.02.2018


Группа уступает контроль в НМТП «Транснефти»
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова собирается выйти из своего самого ключевого актива — крупнейшей в стране портовой группы НМТП. Долю выкупает другой совладелец, государственная «Транснефть», с которой «Сумма» давно конфликтовала. Средства группа может направить как на улучшение сложной финансовой ситуации FESCO, так и на борьбу за контроль в «Трансконтейнере». Но ряд источников „Ъ“ полагает, что сделка может быть и началом выхода «Суммы» из активов в России.

ФАС одобрила ходатайство «Транснефти» о выкупе доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). Сейчас «Транснефть» и «Сумма» через СП Novoport Holding Ltd на паритетной основе владеют 50,1% НМТП, еще 10,5% монополия контролирует самостоятельно через «Транснефть-сервис», 20% порта принадлежат Росимуществу, еще 5,3% — у ОАО РЖД. В «Транснефти» отметили лишь, что «в настоящее время никакой сделки не осуществлено». В «Сумме» же заявили, что получили «хорошее предложение» от «Транснефти» и обсуждают его, пояснив, что «группа как стратегический инвестор заинтересована в контроле над своими активами, а приватизация НМТП до сих пор не состоялась». В середине февраля владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов уже говорил, что группа не исключает выхода из актива из-за затянувшейся приватизации (обсуждается с 2013 года).

Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 году, выкупив долю у Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. В начале 2013 года между монополией и группой разгорелся корпоративный конфликт, и, несмотря на его разрешение в 2014 году, эксперты и участники рынка говорили о сохранении разногласий. «Транснефть» при этом не раз заявляла о намерении выйти из НМТП, в том числе в пользу «Суммы». Сейчас по рынку продаваемый пакет стоит 40,5 млрд руб.

В отрасли выход «Суммы» из НМТП — ее самого дорогого и прибыльного актива — вызвал удивление. «Слухи о продаже доли ходили давно, но никто не воспринимал их всерьез,— говорит источник „Ъ“ на рынке.— Скорее это было похоже на новый раунд корпоративного конфликта». Ряд собеседников „Ъ“ связывают сделку с тяжелым финансовым положением других активов группы. Так, транспортная группа FESCO допустила в 2016 году дефолт по рублевым облигациям и евробондам, для реструктуризации долга был взят кредит в размере $680 млн под залог 50% в Объединенной зерновой компании. ЯТЭК, который выступает поручителем по кредиту, в конце января не смог полностью исполнить оферту на 694 млн руб. по выкупу акций у недовольных миноритариев. Проблемы есть и с ее инжиниринговым бизнесом: как сообщал РБК в мае 2017 года, «Сумма» рассматривала вариант продажи «Глобалэлектросервиса» и «Стройновации» из-за срыва сроков работ по текущим контрактам.

По другой версии, «Сумма» может использовать деньги от продажи доли в НМТП для борьбы за контроль в другом своем крупном активе — «Трансконтейнере». В нем группа владеет 25,07% акций и претендует на выставленный на продажу пакет ОАО РЖД 50% плюс две акции. Наконец, часть собеседников „Ъ“ видят в сделке по НМТП подготовку «Суммы» к выходу из российских активов, что может быть связано как с грядущей сменой правительства после выборов президента РФ, так и со сменой власти в родном для господина Магомедова Дагестане.

Константин Юминов из Райффайзенбанка отмечает, что для «Суммы» продажа НМТП будет «хорошей возможностью выйти в деньги»: с 2015 года акции НМТП подорожали с 1,3 руб. до 8,4 руб. за штуку. Он согласен, что группа может, в частности, направить деньги на покупку «Трансконтейнера». При этом для «Транснефти» интерес представляет именно перевалка нефти и нефтепродуктов, и при получении контроля она может вернуться к обсуждавшейся раньше теме разделения активов порта по профилям либо найти нового партнера. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что с точки зрения объема дивидендов «Трансконтейнер» сейчас не сможет заменить НМТП, но у него больше потенциал роста прибыли и капитализации, тогда как фиксация тарифов порта в рублях негативно повлияет на финансовые показатели в среднесрочной перспективе.

https://www.kommersant.ru/doc/3559122


Возврат к списку