Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Сам себе штрипсовоз

02.04.2018


Загорский трубный завод решил не полагаться на аренду вагонов
Подмосковный Загорский трубный завод (ЗТЗ), ставший в 2017 году новым поставщиком труб большого диаметра для «Газпрома», решил приобрести собственные вагоны-штрипсовозы для перевозки широкого стального проката. В компании объясняют необходимость этого «фиктивной нехваткой» вагонов на рынке. В отрасли крупнейшим оператором штрипсовозов называют Трубную грузовую компанию (ТГК) Александра Карманова, причем другие трубники уже сталкивались с проблемой дефицита парка в 2011–2012 годах, когда другая компания господина Карманова — ЕТК — эксклюзивно закупала вагоны у украинского «Днепровагонмаша».

ЗТЗ сообщил, что обзавелся парком штрипсовозов, который позволит перевозить свыше 50 тыс. тонн листового проката в месяц и полностью закрыть потребности завода в вагонах для доставки листа. Сумма сделки, объем парка и продавцы вагонов не раскрываются. По оценке экспертов, приведенной «Интерфаксом», речь идет примерно о 250 вагонах. Источник “Ъ” среди трубников подтверждает это. Широкий лист, необходимый для выпуска труб большого диаметра (ТБД), перевозится по железной дороге только такими вагонами. Мощности ЗТЗ — 500 тыс. тонн труб в год.

ЗТЗ, совладельцами которого являются гендиректор Денис Сафин и (по словам господина Сафина) однокурсник Владимира Путина, партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Николай Егоров, не так давно начал активно пробиваться на трубный рынок. В 2017 году ЗТЗ получил допуск к поставкам на ремонты и инвестпроекты «Газпрома». Завод предложил скидку к цене конкурентов в 15–20%, что спровоцировало сложные переговоры между газовиками и трубниками. «Северсталь» при этом решила, что лучше будет зарабатывать на новом конкуренте, и договорилась о поставках ЗТЗ 180 тыс. тонн проката в 2018 году.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что штрипсовозы в России не закупались с 2012 года, а в 2017–2018 годах размещен один заказ на Заводе металлоконструкций (ЗМК), который к марту выпустил 155 штук. Штрипсовоз на рынке стоит от 3 млн руб., то есть ЗТЗ мог потратить на закупку вагонов около 750 млн руб. В 2018 году доставка листа своим парком «обойдется на 50% дешевле», чем по старой схеме, уточнил замгендиректора ЗТЗ Игорь Гусенков. Но главная причина — экономическая безопасность, объясняют в компании. «Приобретение штрипсовозов позволяет нам закрыть вопрос так называемой нехватки вагонов для обеспечения прокатом»,— подчеркивает Денис Сафин. С кем шли переговоры об аренде вагонов, он не уточнил. По словам Михаила Бурмистрова, основным оператором штрипсовозов в РФ выступает ТГК Александра Карманова, но свой парк есть и у других металлургов и трубников.
У ТГК самый большой парк штрипсовозов, подтверждают источники “Ъ” в отрасли. Другой актив господина Карманова — Евразийский трубопроводный консорциум (ЕТК) — крупнейший поставщик и перевозчик труб для «Транснефти». ЕТК закупает трубы у четверки крупнейших игроков РФ — Ижорского трубного завода (ИТЗ) «Северстали», ОМК, ТМК и ЧТПЗ. ТГК использует штрипсовозы производства ЗМК и украинского «Днепровагонмаша». В 2012 году после жалобы ЧТПЗ ФАС выдала ЕТК и «Днепровагонмашу» предписание убрать положение об эксклюзивности поставок ЕТК штрипсовозов (отказ в поставке вагонов получала и ТМК). В ТГК не ответили на вопросы “Ъ”. Но источник, близкий к компании, полагает, что ЗТЗ решился на покупку штрипсовозов, чтобы снизить риски, возникающие при работе с операторами или арендованным составом, поскольку «дефицита сейчас нет».

В «Северстали» арендуют штрипсовозы для перевозки листа со стана-5000 на ИТЗ. У ОМК есть стан-5000, но лист перевозится в трубные цеха на автомобилях. ОМК владеет и штрипсовозами, которые востребованы, когда Выксунский метзавод использует импортный лист, у компании есть и опыт аренды вагонов ТГК. В ЧТПЗ и ТМК это не комментируют. Ряд собеседников “Ъ” в отрасли сомневаются, что ТГК могла действовать в интересах крупнейших трубников, отказывая ЗТЗ в вагонах. Все были не в восторге от выхода ЗТЗ на рынок, говорит один из них, но «договариваться об ограничениях для конкурента можно, только если предлагаешь что-то взамен».

https://www.kommersant.ru/doc/3591150


Возврат к списку