Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Контейнеры просят узаконить

10.04.2018

Регулирование сегмента позволит выработать гибкую налоговую политику для участников рынка
СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) передала в Министерство транспорта РФ проект «Правил перевозок грузов универсальными и специализированными контейнерами в составе контейнерных поездов». Авторы документа считают, что именно отсутствие общей нормативной базы, посвящённой этому вопросу, не позволяет вести в рамках сегмента долгосрочное планирование и заключать с контрагентами длинные контракты.

В настоящее время в связи с продолжающимся ростом объёмов контейнерных грузоперевозок и ростом спроса со стороны грузоотправителей всё чаще возникают ситуации, находящиеся, по сути, вне поля правового регулирования, подчеркнул заместитель генерального директора – директор по правовым вопросам и управлению имуществом ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков.

«В нашей текущей деятельности важно оперативное реагирование на пожелание клиента. К примеру, клиент предлагает нам определённые объёмы грузов, а мы ждём ответа по «нитке» графика больше месяца. В такой ситуации клиент просто поменяет свою логистику и уйдёт на автотранспорт. Значит, сроки рассмотрения заявок необходимо уточнить. Также участникам рынка хочется понимать, по каким правилам выдаются «нитки» графика движения поездов, какой правовой статус у оператора контейнерного поезда, какие у него права и обязанности», – подчеркнул топ-менеджер.

По оценкам экспертов СОЖТа, сегодня доля контейнерных железнодорожных перевозок составляет 2%, а объём существующего контейнеризируемого груза оценивается примерно в 40,8 млн тонн. При такой ситуации, считают в Союзе, складывается существенный риск дальнейшего перехода грузов на автомобильный транспорт.

«Среди основных положений проекта – определение условий организации и назначения контейнерного поезда, фиксация общего срока рассмотрения заявки на организацию и назначение контейнерного поезда перевозчиком, а также закрепление правил осуществления отцепки контейнеров в пути следования», – говорится в официальном сообщении Союза.

Начальник управления по взаимодействию с органами государственной власти транспортной группы FESCO Светлана Прусова отметила, что в документе фиксируется чёткий срок рассмотрения таких заявок.
«Правила предусматривают возможность формирования контейнерных поездов гибкой длины, что особенно актуально на экспортно-импортных маршрутах, где наблюдается дисбаланс в объёмах; кроме того, документ фиксирует конкретные шаги при осуществлении отцепки контейнеров в пути следования», – заключила Светлана Прусова.

Директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Вячеслав Петренко сообщил «Гудку», что «документ принят в работу».

Директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс» Лариса Коршунова рассказала «Гудку», что на сегодняшний день назрела необходимость закрепления в российской нормативно-правовой базе определений «контейнерный поезд» и «оператор контейнерного поезда» и всех связанных с этими определениями положений.

«Мировой тренд к увеличению контейнерных перевозок и контейнеризации перевозок грузов в целом также подтверждается итогами работы ОАО «РЖД» – по итогам 2017 года контейнерные перевозки по сети РЖД возросли на 18,9% и составили 3,89 млн TEU», – подчеркнула она.

Отсутствие законодательно установленных понятий «контейнерный поезд» и «оператор контейнерного поезда» не даёт возможности ставить перед соответствующими госорганами вопросы по выработке гибкой налоговой политики, учёта в рамках реализации систем управления рисками (например, таможенными). В этой связи ОТЛК стала одним из инициаторов нормативного закрепления понятий и включила этот вопрос в перечень приоритетных для их решения на уровне госорганов в 2018 году. Соответствующие предложения компания направила для формирования плана работы на период 2018–2021 годов секции по логистике комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, а также в повестку работы на 2018 год президиума Делового совета Евразийского экономического союза.

«В связи с инициативой СОЖТа мы также направили в адрес замминистра транспорта Алана Лушникова письмо с просьбой организовать на площадке Минтранса обсуждение проекта Правил и данной тематики в целом с привлечением ОТЛК, а также иных ключевых игроков на рынке железнодорожных контейнерных перевозок», – заключила Лариса Коршунова.

В то же время генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов считает дополнительное регулирование рынка железнодорожных контейнерных перевозок излишним. «У нас уже есть Гражданский кодекс РФ и Устав железнодорожного транспорта, дальнейшее регулирование сегмента бессмысленно. В целом стабильный рост рынка на протяжении нескольких лет говорит о том, что отрасль хорошо себя чувствует без дополнительного вмешательства извне. Если бы, к примеру, мы наблюдали спад в течение двух лет подряд, можно было бы говорить о какой-то системной проблеме. А в текущей ситуации лучше подумать о том, как бы не навредить», – считает эксперт.
Константин Мозговой

В проекте Правил предлагается установить предельные сроки рассмотрения на организацию и назначение контейнерного поезда перевозчиком (владельцем инфраструктуры). При следовании контейнерного поезда в пределах одной железной дороги этот срок должен составлять не более 14 суток с момента получения заявки, при следовании контейнерного поезда по двум и более железным дорогам РЖД – не более 21 суток с момента получения заявки, при поступлении на сеть РЖД и/или сдаче с сети РЖД международных контейнерных поездов – не более 30 суток.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1410373&archive=2018.04.10


Возврат к списку