Железная дорога осталась без куратора

КОММЕРСАНТ: Замминистра транспорта Алан Лушников, курирующий в министерстве железнодорожную отрасль, собирается покинуть свой пост, приказ об этом готовится к утверждению. Кто станет его преемником, пока неясно, сам он планирует заняться музыкой. Эксперты характеризуют деятельность господина Лушникова на его посту как позитивную для отрасли, отмечая, что ему удавалось проводить решения, не всегда удобные для ОАО РЖД, не выходя при этом за рамки объективности.

Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Эксперты назвали некритичным отказ Maersk от отношений с «РусАлом»

17.04.2018


Решение крупнейшего оператора контейнерных перевозок датской Moller Maersk отказаться от перевозки грузов, имеющих отношение к попавшим в SDN-лист компаниям или лицам, не приведет к застою значительных объемов продукции "РусАла" в портах, считают опрошенные "Интерфаксом" эксперты рынка транспортных услуг.

Доля контейнерных перевозок в экспорте "РусАла" невелика, и благодаря наличию развитой сети экспедиторов, в т.ч. в азиатском регионе, "РусАл" сможет взаимодействовать с ними вместо крупных международных игроков вроде Maersk. Тем не менее, разрыв с Maersk может привести к спорам по ряду товаров, перемещаемых в реальном времени, и к краткосрочному росту издержек.

Бойкот

В понедельник Maersk проинформировала клиентов о том, что не будет принимать платежи за перевозку грузов, имеющих отношение к подпавшим под американские санкции компаниям или физлицам, сообщило агентство Bloomberg.
По мнению опрошенных "Интерфаксом" участников российского рынка перевозок, Maersk перевозит относительно небольшие объемы экспортных и импортных грузов компаний, попавших в санкционный список.

Грузопотоки "РусАла"

Источники отмечают, что контейнеры - не главный способ транспортировки грузов "РусАла". Объем грузов "РусАла", перевозимых Maersk Line, составляет порядка 10 тыс. TEU алюминия в год. Кроме того, контейнерная линия перевозит автокомплектующие для заводов группы "ГАЗ" , речь идет примерно о годовом объеме 1 тыс. TEU. Основной объем глинозема и алюминия обрабатывается на специализированных терминалах навалочных грузов (преимущественно в Северо-Западном регионе РФ).

Контейнеризированный грузопоток алюминия на экспорт проходит через несколько терминалов портов Владивосток и Восточный, отмечают эксперты. Это связано с тем, что логистическая схема доставки строится по территориальному принципу - порты Дальнего Востока ближе к основным заводам "РусАла".

Как изменится география и схема перевозки контейнерных грузов "РусАла", источники оценить затруднились. "Сейчас груз стоит и ждет решения", - говорит собеседник агентства в экспедиторской компании, работающей с одним из заводов "РусАла". По его словам, скорее всего, будут меняться не схемы доставки, а цепочки посредников.

Отношения в контейнерном секторе

Прямые взаимоотношения между крупным грузоотправителем и транспортной компанией в контейнерном секторе - большая редкость, подтвердила участник и эксперт рынка транспортных услуг Мария Никитина, в 2007-2017 гг директор по транспорту и логистике "РусАла". "В основном рынок контейнерных перевозок обслуживается экспедиторами. Это сервисный B2B бизнес, характеризируемый небольшими персонифицированными объемами. На практике Maersk продает свои слоты и контейнеры в Россию, их покупает "Трансконтейнер" и экспедиторы, и с их помощью осуществляется доставка конечному потребителю. Maersk управляет судами, мощностями на этих судах, но не в состоянии координировать доставку груза всем адресатам", - говорит Никитина.

"Если у Maersk не будет с "РусАлом" финансовых взаимоотношений, это не значит, что Maersk не будет везти грузы "РусАла", - считает она.

"РусАл", по словам Никитиной, последнее время ориентировался на работу с крупным контейнерным бизнесом напрямую, отходя от традиционной модели взаимодействия на этом рынке. Теперь компании, скорее всего, придется вернуться к схеме перевозок с помощью экспедиторов. "Если это так, то, скорее всего, решение Maersk не несет "РусАлу" стратегической угрозы, хотя тактически это может быть проблематично для "РусАла", с учетом базовой доктрины компании работать напрямую с крупными провайдерами услуг. Не исключается временная неразбериха и некоторый краткосрочный рост издержек", - считает экс-директор "РусАла" по транспорту и логистике.

По ее мнению, Maersk вряд ли будет отслеживать и не допускать проникновение грузов "РусАла" в свои контейнеры. "Конечно, Maersk имеет общую информацию о содержимом и направлении груза, но до последнего бенефициара отследить всю цепочку - по-моему, это сложно. Предположение, что Maersk принял решение не допускать к перевозке грузы "РусАла", а не только исключить прямые договорные отношения, выглядит нереалистично", - говорит Никитина.

Профильные экспедиторы - небольшие локальные сервисные компании - вряд ли будут ориентироваться на риск вторичных санкций, считает она. "Кроме того, на азиатском направлении очень много транспортных компаний, которые предоставляют свои услуги наравне с Maersk и могут его заместить", - добавила она.

Могут возникнуть проблемы, что делать конкретно с тем или другим перемещаемым в реальном времени грузом, вокруг которого могут теоретически возникнуть споры или разногласия, признает бывший директор "РусАла" по транспорту и логистике. "В этом случае груз можно затарить/растарить, переместить в том числе в порту назначения", - сказала Никитина.

Получить комментарий Maersk Line пока не удалось.

Maersk Line - судоходное подразделение датской A.P. Moeller-Maersk A/S, мирового лидера в контейнерных перевозках и в управлении портами. Группе принадлежит 40 контейнерных терминалов по всему миру, также она владеет рядом крупнейших в мире судов-контейнеровозов.

http://www.interfax.ru/business/608800


Возврат к списку