Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

До 2030 года нужно обеспечить закупку 395 тыс. новых грузовых вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Обновление парка грузовых вагонов до 2030 года должно быть обеспечено в объеме 395 тыс. единиц, сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов. По его словам, в компании провели анализ суммарного выбытия вагонного парка в перспективе до 2030 года.

До 2025 года по истечению срока службы будет списано 241 тыс. вагонов. А в период с 2025 по 2030 год выбудет еще 153,6 тыс. вагонов. М. Сапетов отметил, что для обеспечения бесперебойной перевозки грузов до 2030 года необходимо обеспечить закупку грузовых вагонов в объеме 395 тыс. единиц.

Для ОАО РЖД придумывают новый тариф

КОММЕРСАНТ: Владельцы вагонов опасаются роста своих расходов

Как выяснил " Ъ", комитет Госдумы по транспорту одобрил поправки к уставу железнодорожного транспорта, которые, как считают на рынке, могут создать дополнительный источник доходов для ОАО РЖД. Речь идет о том, что операторы должны будут отдельно оплачивать отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Операторы опасаются, что ОАО РЖД, которое само принимает решение об отцепке и решает, кто виноват, будет перекладывать все расходы на владельцев вагонов.

До конца года планируется списать почти 8 тыс. вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Еще 8 тыс. грузовых вагонов планируется списать до конца года, об этом в рамках конференции, организованной газетой "Гудок", сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов.

Он напомнил, что по состоянию на 1 августа 2017 года общий парк составляет около 1,07 млн вагонов. "За 8 месяцев текущего года у вагоностроительных предприятий было приобретено и зарегистрировано 34,9 тыс. вагонов. За этот же период по сроку службы выбыло 35,7 тыс. вагонов. До конца года, согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД", выбытию подлежат еще почти 8 тыс. вагонов", – пояснил он. Закупка нового подвижного состава, по его словам, также запланирована на уровне порядка 8 тыс. единиц, это позволит сохранить баланс.

Адаптация продолжается

14.06.2012

Как уже сообщал «Гудок», в ОАО «РЖД» разрабатывается единая технология перевозочного процесса, которая должна быть адаптирована к современным условиям транспортного рынка и стать эффективным инструментом управления вагонными парками в условиях множественности операторов подвижного состава.
Во исполнение постановления правительства № 1051 от 20 декабря 2011 года о привлеченном парке перевозчика ОАО "РЖД" заключило договор по использованию полувагонов, находящихся в собственности у Второй грузовой компании, это 106 тыс. единиц. В основном они задействованы на перевозках низкодоходных грузов. Федеральная служба по тарифам 14 мая 2012 года утвердила унификацию ставок на порожний пробег собственных полувагонов и платформ независимо от рода и класса ранее перевозимых грузов. Новые правила вступят в силу 1 ноября текущего года и, как ожидается, будут способствовать сокращению порожнего пробега, стимулированию попутной погрузки для снижения встречных и слабо регулируемых сейчас порожних вагонопотоков.
Поскольку схема привлечения перевозчиком парка ВГК будет действовать только до конца 2012 года, за это время согласно решению правительственной комиссии по транспорту и связи должна быть создана постоянная модель управления вагонами в условиях множественности операторов.
Дирекциями ОАО "РЖД" совместно с отраслевой наукой был разработан проект Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП). "Основным его предназначением является технологическое обеспечение организации и управления перевозками на основе системного взаимодействия всех участников рынка: ОАО "РЖД", грузоотправителей, операторов, владельцев подвижного состава, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования", - отмечает первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов.
"ЕСТП должен лечь в основу перевозочной деятельности РЖД, реализуясь через регламенты взаимодействия дирекций - филиалов компании, нормативный график движения и план формирования поездов, а также технологические процессы по дирекциям на всех уровнях управления", - подчеркивает Вадим Морозов.
В конечном итоге должна быть создана эффективная, прозрачная и понятная рынку технология перевозочного процесса во всех его фазах, начиная с приема заявки и заканчивая выдачей груза получателю. Это, в свою очередь, позволит достичь целевых параметров эффективности процессов эксплуатационной работы, предусмотренных стратегией развития холдинга "РЖД". В проекте ЕСТП заложены следующие новые принципы:
- четкая регламентация технологических функций участников рынка грузовых перевозок;
- месячное планирование погрузки и перевозок порожних вагонов;
- организация порожних вагонопотоков на основе корреспонденций операторов;
- технологически рациональное размещение порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.
"В числе новых продуктов прорабатываются регулярные поезда по расписанию (с фиксированной датой отправления), а также расширение сферы применения специализированных расписаний в графике движения по запросам операторов подвижного состава", - рассказывает начальник Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Павел Иванов.
Одной из ключевых задач технологии является эффективное использование инфраструктуры общего пользования для обеспечения перевозок порожних вагонов и их своевременной подачи под погрузку. Нормативная регламентация этого процесса должна содержаться в Правилах перевозок порожних вагонов, а конкретные технологические вопросы взаимодействия - в договоре между РЖД и оператором.
Технологические параметры такого договора, кроме типовых требований, могут иметь характерные особенности в зависимости от следующих критериев: - количества и типа грузовых вагонов, находящихся в управлении оператора и владельца инфраструктуры, объема и направлений погрузки, номенклатуры перевозимых грузов;
- наличия у оператора оперативно-диспетчерского персонала для управления вагонным парком, его функциональных возможностей;
- наличия и параметров обмена данными с информационными системами ОАО "РЖД";
- наличия у оператора сети агентств, взаимодействующих с ОАО "РЖД" (при необходимости - с другими железнодорожными администрациями).
В соответствии с заключаемым договором технологическое взаимодействие ОАО "РЖД" с оператором и владельцем подвижного состава в зависимости от параметров деятельности может осуществляться:
- с использованием принципов технической маршрутизации на основе применения регулировочных методов направления вагонопотоков на железные дороги массовой погрузки;
- на основе пономерной заадресовки порожних вагонов и отправления по перевозочным документам в грузовых поездах согласно назначениям плана формирования;
- на основе специализированных технологий управления перевозками выделенных грузов и логистических схем обращения вагонных парков владельца на закрепленном полигоне курсирования.
Одним из решающих элементов реализации новых принципов управления парками на сети РЖД является переход от непрерывного приема заявок к месячному планированию перевозок не только грузов, но и порожних вагонов. По мнению перевозчика, это позволит повысить плановую дисциплину грузовладельцев и операторов в части своевременного формирования потребных параметров транспортного обслуживания (объемов, сроков предъявления грузов и вагонов к перевозке, направлений, владельцев подвижного состава); обеспечить предсказуемость и равномерность перевозок грузов и порожних вагонов; более эффективно управлять вагонным парком, определяя потребность в погрузочных ресурсах на весь плановый месяц; обеспечить качество и точность нормирования ресурсов РЖД (станционного комплекса, локомотивов и бригад), объемов и очередности работ по ремонту инфраструктуры.
При подаче дополнительных заявок на перевозку порожних вагонов в текущем календарном месяце рассматривается возможность их согласования на основе критериев отказа. В случае согласования дополнительной заявки перевозка порожних вагонов осуществляется с применением повышающих коэффициентов к тарифу (в случае если объем превышает 3% от месячного плана). Напомним, что в перечень критериев для отказа входят перерабатывающие возможности станций отправления и назначения, а также пропускная способность участков с учетом ограничений по пропуску поездопотоков ("окна", предупреждения и т. п.).
В соответствии с ЕСТП порожний вагон может быть выведен на пути станции с мест необщего пользования только при наличии предъявленного отправителем полного комплекта перевозочных документов на перевозку, согласованную перевозчиком.
Временное размещение порожних вагонов на инфраструктуре ОАО "РЖД" может осуществляться только на основе соответствующего договора на тех станциях, которые РЖД предстоит определять и объявлять ежегодно, поясняет Павел Иванов. Порожние вагоны, простаивающие после выгрузки в местах общего пользования при отсутствии перевозочных документов на отправление, а также на станциях назначения после завершения перевозки, при неприеме получателем могут быть перемещены на станции приписки на основании "Правил приписки".

Таким образом, важнейшей задачей, предусмотренной ЕСТП, является применение новой системы расчета эффективного для ОАО "РЖД" сетевого плана формирования поездов, адаптированного к изменениям как груженых, так и порожних вагонопотоков и отражающего схемы работы подвижного состава операторов.
В разрезе организации работы узлов и станций данная технология должна выглядеть следующим образом. На основе детализированного плана перевозок порожних полувагонов на месяц в зонах их зарождения предусматривается осуществлять объединение разрозненных групп и вагонов в сквозные назначения на ближайших сортировочных станциях. Фактически это означает организацию технических маршрутов, которые, доходя до входных сортировок в зонах погрузки, далее распыляются по конкретным станциям назначения, что возможно в дальнейшем на основе договорных отношений с конкретными операторами.
Что касается повышения уровня маршрутизации порожних вагонопотоков, то в качестве инструментов для этого рассматриваются:
- сохранение тарифного стимулирования маршрутных отправок порожних вагонов взамен утвердившейся практики малых групповых отправок, введенных в период спада объемов перевозок;
- актуализация перечня сортировочных станций для формирования порожних маршрутов; - формирование специализированных расписаний маршрутов в графике движения поездов по договорам с операторами (не только для груженых, но и для порожних стабильных вагонопотоков).
Предполагается, что эти меры позволят повысить уровень маршрутизации порожних вагонопотоков до 70% и выше.
Принципы новой технологии, заложенные в ЕСТП, были одобрены на заседании совета директоров ОАО "РЖД" в мае 2012 года. В настоящее время проект рассматривается на всех железных дорогах - филиалах компании, а также в причастных дирекциях. После доработки по поступившим предложениям в течение июня 2012 года он будет вынесен на заседание секции Научно-технического совета и Объединенного ученого совета ОАО "РЖД".
В компании считают, что реализация комплекса предлагаемых мероприятий позволит обеспечить снижение коэффициента порожнего пробега универсальных грузовых вагонов на 5,7%, восстановление доли сдвоенных операций с нынешних 4 до 26% (до уровня 2007 года), повышение производительности локомотивов в поездной и маневровой работе на 2,5%, сокращение простоя вагонов с переработкой на сортировочных станциях до технологически обоснованного уровня (не более 12 часов). Все это, в свою очередь, создаст основу для повышения стабильности обеспечения потребностей экономики погрузочными ресурсами, уменьшения расходов на содержание тяговых ресурсов, снижения непроизводительной загрузки инфраструктуры, а также сокращения потребности в дальнейшем увеличении вагонного парка.
Примечательно, что если внимательно изучить целевые параметры, которые ставятся сегодня в качестве ориентиров и показателей эффективности перевозочного процесса, то окажется, что многие из них не являются для сети РЖД принципиально новыми, а, скорее, восстановлением утраченного в процессе реформирования. Это не ставит под сомнение общую необходимость структурной реформы в целом как адаптации железной дороги к рынку, но свидетельствует об определенных недоработках и недостаточном анализе последствий проводимых преобразований. Поэтому сейчас основная задача сводится как минимум к обеспечению прежних показателей эффективности работы вагонного парка (теперь приватного), чтобы не только удержать имеющиеся объемы перевозок, но и приумножить их.
Важнейшей задачей является применение новой системы расчета сетевого плана формирования поездов.

Газета "Гудок", 14 июня 2012 г.


Возврат к списку