Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Тарифы никому не понравились

03.05.2018

Потребители раскритиковали ключевой законопроект ФАС

Как выяснил “Ъ”, потребители ОАО РЖД и участники энергорынка не поддержали представленный ФАС проект закона об основах госрегулирования тарифов. Наиболее серьезные претензии железнодорожников — к возможности распространить госрегулирование на любое юрлицо и невниманию к специфике отрасли. На энергорынке считают, что проект должен вноситься пакетно со всеми изменениями других нормативных актов, а также видят риски роста тарифов и долгов потребителей.

Совет потребителей ОАО РЖД не поддержал законопроект ФАС «Об основах госрегулирования цен (тарифов)», следует из протокола его заседания. Проект с конца марта до 24 апреля был вывешен для общественного обсуждения. Он фактически создает единую систему тарифного регулирования для различных отраслей: суммируются подходы и допустимые тарифные методы, включаемые в тарифы расходы и доходы, полномочия органов власти и процедуры установления тарифов, регламентируется раскрытие информации и так далее.

Но Совет потребителей ОАО РЖД счел, что проект требует юридической экспертизы на предмет противоречий с другими актами, а модель «позволяет распространить регулирование на неограниченно широкий список компаний как в сферах, для которых установлено госрегулирование цен, так и вне их». Критике подверглась ст. 10, гласящая, что основанием для отнесения к регулируемым субъектам является владение (в собственности или через концессию) имуществом в размере не менее 80% от первоначальной балансовой стоимости активов, но возможны и иные критерии. По мнению совета, эта норма бессодержательна и допускает широкое толкование. Она может быть коррупциогенным фактором, особенно на фоне нормы, позволяющей вводить госрегулирование в отношении любого субъекта, который хотя бы раз злоупотребил доминирующим положением на рынке.

Потребители отмечают, что нормы не полностью учли специфику железных дорог. Так, по проекту RAB-регулирование (тариф на основе доходности инвестированного капитала) ФАС может ввести только при наличии у компании утвержденной схемы тепло-, водо-, электро- и газоснабжения, что для ОАО РЖД не слишком актуально. Также проект не предусматривает введенного уже для ОАО РЖД регулирования — долгосрочной индексации по принципу «инфляция минус».

В ФАС комментариев не дали. В ОАО РЖД “Ъ” сообщили, что передали позицию с замечаниями и предложениями в Минтранс и ФАС. Монополия направляла в марте—апреле серию писем и сохраняла единую позицию до конца общественного обсуждения, следует из письма замгендиректора ОАО РЖД Анатолия Мещерякова в Минтранс от 17 апреля (есть у “Ъ”). В частности, речь шла о том, что проект исключает понятия «естественная монополия» и ее «сферы деятельности» с переходом к понятиям «регулируемый субъект» и «регулируемая деятельность», а это приведет к автоматическому переходу услуг из конкурентного в монопольный сегмент, где применяется ценовое регулирование. «Данный подход в корне противоречит ст. 34 Конституции»,— уверяли в ОАО РЖД. В письме отмечено, что ФАС провела «техническую работу» по переносу норм из основ ценообразования в проект ФЗ в отношении всех сфер регулирования, кроме железнодорожного транспорта.

Хотя проект разработан в рамках госполитики по развитию конкуренции, он направлен на ограничение рыночной системы, считает источник “Ъ” в отрасли. По его мнению, под тариф могут попасть услуги, которые оказываются на конкурентной основе, например предоставление грузовых вагонов, погрузочно-разгрузочные работы, перевозка пассажиров в купе и СВ.

При этом собеседник “Ъ” не видит ответственности регулятора за тарифные решения и их последствия. Другой источник “Ъ” полагает, что проект «похож на возврат к плановой экономике» и, если ФАС поддержат другие органы власти, это будет тревожным сигналом.

В энергетике проект тоже критикуют. «Вместо повышения прозрачности и эффективности регулирования получился сборник существующих норм»,— замечает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев. Он не видит в документе «приоритета рыночного ценообразования» и путей сокращения перекрестного субсидирования. Господин Киселев заметил, что предусмотренное внедрение тарифных соглашений без инструментов контроля и балансирования интересов создаст риски необоснованного роста тарифов. В «Совете производителей энергии» (СПЭ) считают, что проект «нуждается в существенной переработке», нужен «пакет» единого тарифного закона и всех планируемых изменений в отраслевые законы и другие акты. Генкомпании также особо беспокоит сокращение учитываемого в тарифах резерва по сомнительным долгам населения и ЖКХ с 2% до 1,5%. На 1 января их долги за тепло составили 139 млрд руб. (21% от всех платежей в 2017 году), замечают в СПЭ.

https://www.kommersant.ru/doc/3619243


Возврат к списку