БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Цифровая экономика дороги

23.05.2018

Изменения в сфере грузовых перевозок предполагают создание единых сервисов

Создание стартапов и программных продуктов для транспорта переживает бум, что открывает новые возможности для транспортных компаний и их партнёров. В процесс цифровой трансформации включаются и железнодорожные операторы, и грузоотправители, и дочерние структуры ОАО «РЖД».

Новый этап в развитии технологий стал одной из ключевых тем в деловой программе выставки TransRussia/TransLogistica, информационным партнёром которой выступал «Гудок».

С просьбой оценить текущую ситуацию в цифровизации отрасли «Гудок» обратился к первому заместителю генерального директора ОАО «РЖД» Александру Мишарину, который выступил на сессии «Развитие грузоперевозок в России», посвящённой точкам роста в транспортной отрасли.

«Мы подписали в прошлом году соглашение об электронном обмене данных с китайскими и финскими железными дорогами, – напомнил он. – У нас есть соглашение в рамках железных дорог СНГ. Сейчас стоит вопрос о создании единых цифровых платформ организации и мониторинга: грузовых перевозок и клиентских сервисов, пассажирских перевозок и клиентских сервисов, цифрового взаимодействия объектов транспортной инфраструктуры. Эти и другие фундаментальные инициативы описаны в предложениях Министерства транспорта для включения в программу «Цифровая экономика». Сейчас закладывается основа будущей цифровизации транспортной отрасли, и РЖД являются активным участником данного процесса».

Как уже писал «Гудок», генеральный директор холдинга Олег Белозёров в ноябре прошлого года на III Железнодорожном съезде объявил, что инновации в транспортной отрасли уже не являются отдельными решениями, а результатами системной деятельности научных, образовательных организаций и фондов, бизнес-инкубаторов и стартапов.

«Такой подход заложен в основу нашего проекта цифровой железной дороги, который объединит технологии Интернета вещей, анализа «больших данных», кибербезопасности. В конечном счёте мы выйдем на создание цифровой модели управления железными дорогами, которая повысит эффективность всего железнодорожного комплекса. А если смотреть ещё дальше – до 2050 года, то мы предлагаем сформировать цифровую модель и всего транспортного комплекса страны!

В ближайшие десятилетия нас ждёт трансформация технического ландшафта железных дорог, которая изменит представление о содержании труда железнодорожников. Эпоха традиционной автоматизации уступает место самообучающимся интеллектуальным системам», – подчеркнул глава РЖД.

При этом холдинг приглашает к сотрудничеству в этой сфере и других участников рынка, многие из которых реализуют собственные цифровые сервисы. Операторский рынок переживает качественные изменения: в портфеле услуг появляется всё больше сервисных составляющих. Следующий вопрос повестки дня – интеграция продуктов для развития всего транспортного рынка. Об этом рассказали участники конференции «IT-решения на транспорте и в логистике».

Заместитель генерального директора АО «Первая грузовая компания» по информационным технологиям Вадим Урьяс рассказал об успешных примерах обмена данными с партнёрами. Железнодорожный оператор становится своего рода информационным хабом, преобразовывающим, обогащающим железнодорожную информацию и предоставляющим её. «Это создаёт единое информационное пространство между оператором, грузоотправителем и грузополучателем. При таком подходе ценность информации возрастает в разы», – отметил Вадим Урьяс.

Кроме того, ПГК переводит в электронный формат свои первичные финансовые документы. Следующая задача – обмен договорами. Она должна быть решена до конца года. Для управления парком вагонов и повышения качества среднесрочного планирования компания внедряет проект «Основа». Он будет использовать искусственный интеллект.
Вадим Урьяс также уточнил «Гудку», что изменения IT-инфраструктуры направлены на оптимизацию управления вагонными активами и повышение уровня взаимодействия с партнёрами.

«Основа» – это автоматизированная система производственного планирования и управления вагонными парками, которая строится на математических методах прогнозирования и оптимизации. «В настоящее время проект находится в активной фазе реализации, результаты ожидаем уже в этом году», – подчеркнул Вадим Урьяс.

В прошлом году ПГК подписала соглашение с компанией SAP на разработку IT-системы по управлению бизнес-процессами. Решения SAP позволят сотрудникам ПГК в режиме реального времени получать оперативную аналитику о статусе доставки каждого груза в каждой единице подвижного состава, себестоимости и сроках перевозок.

В цифровизации самым сложным является не техническая сторона, а ментальная. «Написание кода и интеграция – это не вопрос, – заметил IT-директор «ТрансКонтейнера» Роман Веселов. – Проблемами являются стереотипы и привычки: зачем строить что-то новое, если у нас и так всё работает? – этим принципом и руководствуются некоторые компании».
По его словам, переход на новый способ общения происходит постепенно. Сначала набирается критическая масса, затем под давлением начинает меняться оставшаяся часть.

Часть грузоотправителей предпочитают хранить данные на бумаге, а некоторые крупные компании не готовы быстро пересматривать свои бизнес-процессы, подтвердил директор АО «РЖД-Логистика» по информатизации и технологическому обеспечению Максим Захаров.

«РЖД-Логистика» в данный момент берёт на себя функции по внедрению современных IT-решений на предприятиях-партнёрах. На сегодняшний день компания оказывает услуги логистического аутсорсинга для 40 промышленных предприятий. По словам Максима Захарова, на некоторых предприятиях отсутствовала IT-инфраструктура, которая позволяла бы видеть весь логистический процесс. «Мы вложились в разработку программного комплекса, который заменяет блокноты, записные книжки и таблицы Excel», – рассказал Захаров. Компания оцифровывает пути необщего пользования. Это позволяет определять фактическое местоположение вагонов и автоматически формировать составы. Кроме того, история операций с вагонами позволяет проанализировать все этапы перевозки.

В самой компании «РЖД-Логистика» рядовые сотрудники заинтересованы в повсеместном внедрении электронного документооборота, потому что хотят максимально сократить время на монотонную работу, рассказал Максим Захаров. «IT-подразделение поддерживает это стремление», – подчеркнул он.

Директор по информационным технологиям UCL Holding Артём Головатый пояснил «Гудку», что условием для интеграции отдельных программных продуктов участников рынка грузовых перевозок должна быть независимая платформа (а не разработка кого-либо из конкурентов). Эта независимая платформа будет на равных условиях источником данных для всех участников отрасли. «Пока что каждый строит свою платформу, но с возможностями и желанием интегрироваться с коллегами по отрасли, но не конкурентами», – подчеркнул он.

Как заявил на III Железнодорожном съезде первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк, в ходе реализации программы «Цифровая железная дорога» в области грузового движения ключевым блоком станет создание единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте. «Мы стоим на пороге внедрения технологии Интернета вещей в масштабе всей железной дороги и миллионов технических средств, связанных между собой сетями передачи данных. Так, например, логистика грузоперевозок в направлении портов позволяет управлять уже сегодня процессом с использованием таких систем».

Анатолий Краснощёк подчеркнул, что холдинг разрабатывает новые технологии и услуги, интересные владельцам грузов. «Мы внедряем электронную подпись, новые информационные системы, которые позволяют переходить на безбумажную технологию, упрощать процедуру на границах, осуществлять мониторинг местонахождения и сохранности груза.
По его словам, построенная на принципе «уберизации» электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» упростила доступ грузоотправителям, которые автоматически в режиме реального времени могут получить подвижной состав под перевозку. В перспективе эта площадка позволит повысить эффективность управления вагонными парками.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1420301&archive=2018.05.23


Возврат к списку