Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Токарев, Лисин и Михельсон предложили лишить ФАС части полномочий

07.06.2018


Они хотят передать Минэкономразвития регулирование тарифов

Президент «Транснефти» Николай Токарев, совладельцы «Новатэка» Леонид Михельсон и НЛМК Владимир Лисин направили письмо премьеру Дмитрию Медведеву с предложением лишить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) полномочий по регулированию тарифов и передать их Минэкономразвития, сообщил «Ведомостям» представитель «Транснефти» Игорь Демин.

Структурные реформы, меры экономического роста, стратегические приоритеты развития экономики, подготовка макроэкономического прогноза – все это относится к компетенции Минэкономразвития, пересказывает письмо человек, близкий к одной из компаний, подписавшей документ (содержание подтверждает федеральный чиновник). Решения по тарифам «Газпрома», «Транснефти», «Россетей» и РЖД «не могут приниматься в отрыве от стратегических решений по развитию соответствующих отраслей», обосновывают свое предложение авторы письма. Без системных решений отраслевые компании не могут «планировать свою деятельность, что приводит к снижению инвестиций в критическую инфраструктуру и ограничивает рост экономики», считают Лисин, Михельсон и Токарев.

Не надо перекладывать на ФАС общеэкономические вопросы, в числе которых тарифное регулирование, объяснил «Ведомостям» свою позицию Лисин. «Регулировать цены «по углам», без учета других факторов (конъюнктуры, выгодополучателя, налогов, интересов населения, региона или государства в конце концов) не дело антимонопольного органа. Баланс интересов не его забота», – заявил он.

Резолюция премьера на обращение уже получена, утверждает представитель «Транснефти», не уточняя, какая именно. Премьер распорядился «проблемы решить», знают сотрудник крупного потребителя услуг естественных монополий, а также человек, близкий к одному из подписавших документ. Сроки не определены, говорит один из собеседников «Ведомостей».
Представители НЛМК, Минэкономразвития и курирующего оба ведомства первого вице-премьера Антона Силуанова от комментариев отказались. Представители «Новатэка» и Медведева не ответили на вопросы «Ведомостей». ФАС в сообщении на сайте признала за бизнесом «право высказывать свою точку зрения, в том числе по вопросу тарифного регулирования» – решение же принимать предстоит правительству.

«Проводимая ФАС политика «инфляция минус» (индексация тарифов ниже инфляции. – «Ведомости»), которая так не нравится некоторым предпринимателям, является официальной политикой президента и правительства», – указывает ФАС. Бизнес поддерживает политику «инфляция минус», а монополии – регулирование, парирует Лисин: «Но ФАС не должна вмешиваться туда, где есть рынок и конкуренция, а с этим у службы, увы, большие проблемы».

Подобные истории у компаний Лисина были. Недавно ФАС решила оштрафовать на 91,2 млн руб. входящий в UCL Holding «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) за повышение тарифов в пересчете на рубли, признав его доминирующим в Большом порту Санкт-Петербург. КТСП судится с ФАС, доказывая, что работает в конкурентной среде в том числе, подтверждая свою позицию заключениями РЭУ им. Плеханова и Аналитического центра при правительстве. Тарифы международных контейнерных линий и терминалов устанавливаются в иностранной валюте – их рост в рублях в 2015 г. был вызван падением курса, в валюте же они выросли на уровень инфляции. Большинство контейнерных линий – иностранные, замечает Бурмистров.

«Транснефть» же была недовольна именно позицией ФАС по индексации тарифа на уровень инфляции (4%). Монополия добивалась его повышения на 21%, в итоге правительство утвердило рост на 3,95%.

«Новатэк» же не первый год недоволен тарифами «Газпрома» на прокачку газа, которые устанавливает ФАС. «Транспортный тариф завышен», – говорил Михельсон в 2017 г. Для «дочек» «Газпрома» он был ниже, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. С 2016 г. тариф не повышался, это долгое время позволяло «Газпрому» влиять на рынок, и у независимых производителей газа снижалась маржинальность поставок. Еще один повод для недовольства – прецедентное решение ФАС, которая в марте 2018 г. обязала «Новатэк-Пермь» (компания-трейдер) заключить договор о поставке газа «Лысьва-теплоэнерго». Эта компания является крупным должником «Газпрома», и «Новатэк» не хотел поставлять ей газ. Сейчас он планирует обжаловать решение ФАС, сообщал «Коммерсантъ».

Решение вырабатывается в рабочем порядке, конкретного повода для письма Медведеву не было, утверждает собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон, подписавшей письмо. Монополии недовольны установленным правительством правилом – индексацией тарифов по формуле «инфляция минус», констатирует директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: компании несут убытки – прежде всего в энергетике, железнодорожном транспорте. Договоренность о том, что тарифы монополий не будут индексироваться выше инфляции, была достигнута с правительством, говорила в интервью «Ведомостям» Эльвира Набиуллина: «Если мы хотим, чтобы вся экономика работала исходя из таргета 4%, надо начинать с себя, чтобы госкомпании придерживались его».

«Идея передать Минэкономразвития полномочия по тарифному регулированию обсуждалась еще во время существования Федеральной службы по тарифам (ФТС, упразднена в 2015 г. – «Ведомости»), вспоминает еще один чиновник. Изначальная ошибка ФАС была в том, что она не удержала сотрудников ФСТ после объединения – к примеру, все подразделение по регулированию железнодорожных тарифов из бывшего ФСТ перешло в РЖД, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Естественно, это сказалось на качестве регуляторной работы и тарифных решений: они ухудшились. Это четко видно по ситуации с железнодорожными тарифами и грузоотправителями», – отмечает эксперт.

Нельзя однозначно сказать, готово ли Минэкономразвития взять на себя новые обязанности и качественно исполнять их, но предпосылки для этого есть, отмечает Бурмистров. Минэкономразвития и так участвует в тарифном регулировании, говорит сотрудник компании, которая пользуется услугами естественной монополии. Рынку все равно, кто регулирует тарифы монополий, главное – как они меняются, говорит эксперт международного рейтингового агентства.

В подготовке статьи участвовали Ольга Адамчук, Елена Медведева.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/06/772027-lisin-mihelson-predlozhili-novogo


Возврат к списку